В России резко снизились продажи газированных напитков без сахара, сообщает PRIMPRESS со ссылкой на «Коммерсантъ». К этому привела остановка производства Coca-Cola и Pepsi.
Натуральные продажи такой продукции за год снизились почти на 10%, а ее доля упала до 8,5% рынка. Спрос на напитки без сахара стимулировал маркетинг крупнейших игроков, но сейчас компании сосредоточены в первую очередь на самых популярных, то есть сладких, позициях.
Продажи газированных напитков без сахара в России за 12 месяцев по ноябрь 2022 года сократились на 9,8% в натуральном выражении год к году, следует из данных NielsenIQ. Продажи в деньгах из-за роста цен увеличились на 3,6%. Для сравнения, оборот всех газированных напитков за этот период снизился на 1,8% в объеме и вырос на 15,9% в деньгах. В результате на рынке доля напитков без сахара сократилась примерно до 8,5%.
Газированные напитки без сахара в предшествующий период, напротив, показывали положительную динамику. С ноября 2020 года по ноябрь 2021 года, по данным NielsenIQ, продажи такой продукции в объеме росли на 10,7%, а в деньгах – на 19,9% год к году, что было сопоставимо с показателями всех газированных напитков.
Данный тренд, по словам собеседника «Ъ», на рынке связан с сокращением присутствия в России двух крупнейших производителей.
После начала военных действий РФ на Украине в марте 2022 года Coca-Cola объявила о приостановке деятельности, а PepsiCo – об отказе от разлива Pepsi, Mirinda и 7Up. «Мултон Партнерс» (ранее Coca-Cola HBC) теперь выпускает газированные напитки под марками «Добрый» и Rich, а PepsiCo – Evervess и «Русский дар». В «Мултон Партнерс» и PepsiCo от комментариев отказались.
Сокращение продаж газированных напитков без сахара в «Ленте» также связывают с уходом брендов. Производители, заменившие их, в первую очередь выпустили аналоги сахаросодержащей продукции, а напитки без сахара стали выпускать гораздо позже, поясняют в сети. Напиток «Добрый» со вкусом «кола без сахара» в презентации ассортимента «Мултон Партнерс» был анонсирован только на ноябрь 2022 года. В ГК «Черноголовка» (марки Fantola, Chillout и пр.) на вопросы не ответили.
Один из основателей Famous Amazing Brands (Vanilla Flight и Anarchy) Антон Стельмаков говорит, что газированные напитки без сахара крупные игроки развивали как более доходный продукт, вкладываясь в рекламу и продвижение в сетях.
В себестоимости газированных напитков, по словам господина Стельмакова, 20-30% приходится на сахар, а его заменители могут стоить в разы дешевле. Однако на данный момент, по его словам, крупнейшие игроки сократили маркетинговые расходы и сосредоточились на самых востребованных позициях.
Президент Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») Максим Новиков отмечает, что для кризисных периодов в целом характерен рост потребления сладких продуктов, снеков и других продуктов, поэтому, вероятно, некоторые потребители газированных напитков переключились с продуктов без сахара на сладкую версию.
Гендиректор «Волковской пивоварни» (также выпускает лимонады под брендом «Волчок») Алексей Аксель согласен, что число поклонников газированных напитков без сахара в РФ остается ограниченным из-за вкусовых предпочтений. Рост продаж фруктового пива также отмечается по причине интереса к напиткам с более сладкими вкусами, добавляет он.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что позиционируемые для здорового питания продукты в России все же популярны, а постоянные потребители есть и у газированных напитков без сахара, поэтому при восстановлении предложения продажи сегмента снова могут вырасти.
Основной сложностью для производителей, по его словам, является обеспечение натурального вкуса при нулевом содержании калорий: это удается не всем.
Собеседники «Ъ» считают, что ситуацию вряд ли изменит введение с 1 июля 2023 года акциза на сладкие напитки. Газированные напитки без сахара, по словам одного из них, не должны подпасть под действие меры. Спрос выступает более важным для развития сегмента фактором.