Получая когда-то высшее образование, находкинец Алексей Лютенко предположить не мог, что займется столярным делом и будет делать бизнес в местном премиум-сегменте.
–Те немногие в Приморье мастерские, подобные нашей, которые работают с живым деревом и выполняют оригинальные заказы, держатся на рынке столярных услуг в основном за счет более-менее состоятельного слоя жителей края, которые имеют собственные особняки, - говорит Лютенко. - Массовый покупатель столярного товара предпочитает традиционно штамповку из ДСП. Но мы и не гонимся за количеством. Пусть сверхприбылей в мастерской ожидать не приходится, но развивать бизнес вполне реально и в нашей нише.
– Все, что из цельного дерева, обязательно должно быть очень дорого?
– Если мы говорим о нестандартных предметах интерьера и мебели из дерева, обработанного в ходе множества сложных операций, то это не может быть дешево по определению. Однако мы и бабушкам-дачницам не отказываем порой в изготовлении простейших вещей из струганой доски, потому что это недорого.
Ментальная проблема
– Вы начинали столярное дело 10 лет назад. Что изменилось на данном рынке за эти годы?
– Рынок был диким тогда, остается таковым и по сей день. Он и не может развиться ввиду того, что здесь нет крупного столярного производства, которое бы тянуло за собой в край новые прогрессивные технологии и новое столярное мировоззрение. Деревообработкой на хорошем уровне много кто занимается в крае, но вот настоящее столярное производство - часто на слишком простом, порой даже кустарном уровне.
Кроме того, те в Приморье, кто вкладывает деньги в «столярку», ждут моментальной прибыли – характерная ментальная проблема в местном бизнесе. А ведь инвестирование в развитое, цивилизованное производство в нашей сфере требует терпения и времени. Проще же отбить деньги на примитивщине из ДСП: не так затратно, можно обойтись тремя несложными основными операциями при изготовлении мебели (распил — наклейка — скрепление фурнитурой), да и продать товар с низкой себестоимостью гораздо проще. Это многих бизнесменов устраивает, о развитии высокого столярного дела думать им резона нет. У таких, как мы, вложения несравнимо больше в каждое отдельно взятое изделие: порядка 30 операций требуется на один деревянный предмет.
Но заметно изменился сырьевой сегмент в эксклюзивном производстве. Если 10 лет назад столяры работали с кедром, эта древесина была очень востребована, то сейчас кедр запрещен к промышленной заготовке. На смену кедру пришли ясень и дуб. Липа тоже в ходу, несмотря на слишком мягкую текстуру. Просто современные лаки и пропитки есть столь высокого качества, что, покрыв таким липу, получаешь износостойкое изделие.
Впрочем, приходится работать и с березой желтой, которая раньше шла разве что на дрова. Я, например, этот материал не люблю, слишком уж он легко колется на части. Хвойные породы тоже не в моих предпочтениях из-за смолистости. Вообще, Приморский край, по моим наблюдениям, обладает роскошным ассортиментом древесины, далеко не каждый регион России может похвастаться подобным. Однако выход за рамки «ясень — дуб» может быть существенно дороже для заказчика. А люди, даже состоятельные, выбирают традиционно более экономичные варианты.
«Дизайнеры – это вынос мозга...»
– Какие сложности вы бы назвали характерными для столярного бизнеса?
– Основная проблема — это зависимость от погоды, чуть ли не как в сельском хозяйстве. Сверхвлажное приморское лето – большая головная боль для столяров. Дерево ведь живой материал, чутко реагирует на влажность, может потрескаться в готовой вещи через месяцы, когда атмосфера станет сухой. В мастерской я вынужден иметь мощные осушители воздуха, чтобы свести на нет риски, сопряженные с этим. Зимой же наоборот – большая сухость.
Мешает столярной мастерской и зависимость от аренды помещения. Считаю, во что бы то ни стало надо обзаводиться собственным помещением для последующего должного развития. Не менее острая проблема столярной отрасли — кадровый голод.
– Вы когда-то овладели столярным мастерством исключительно на практике. Почему бы вам просто не выучить себе работников в процессе производства?
– Пытался. Более того, я даже устраивался в техникум работать мастером, чтобы самому вырастить себе столяров в мастерскую. Но столкнулся с тем, что молодежь хочет прийти на производство и сразу получать зарплату в 100 тыс. рублей. Но такие деньги владельцы столярного бизнеса платят только исключительным мастерам с огромным опытом работы, золотыми руками и креативным мышлением. Нынешние выпускники профучилищ вообще забывают: чтобы прийти к такому заработку, у настоящих спецов ушли годы работы и учебы за копейки.
– Часто те, кто производит предметы интерьера в Приморье, сетуют на отношения с дизайнерами.
– О, дизайнеры – это вынос мозга для столяров! Именно у них, а не у заказчиков, полно причуд. Как придумают что-нибудь, а ты голову ломай днями и ночами, как это воплотить, приспособить и без того сложные технологии. Проблема в том, что злишься на дизайнера, а как сделаешь по его задумке какую-нибудь «фишку» для интерьера, сразу понимаешь – это твой шаг вперед, это рост.
«Со станком проще, чем с людьми»
– Как вы пришли в столярный бизнес?
– Год проработав по профессии, я понял: как бы мне ни нравилась работа в лесу, сама система лесхозная не по мне. Затем я чего только не перепробовал, чтобы и денег заработать, и себя найти в деятельности. К столярному делу приобщился с нуля, устроившись на мебельную фабрику. Понял, что работа с деревом – точно мое. Потом ощутил потребность работать на себя. Забавно вспомнить, но мы с приятелем начали самостоятельное плавание с изготовления и продажи фанерных лопат в очередной снегопад. Больших денег не принесло.
В поисках заработка я брался тогда за любую работу. Видел объявления типа «Требуется укладчик кафеля» - шел и клал кафель клиентам, предварительно узнав у друзей, как это надо делать. До сих пор хорошо помню момент, когда я даже месил бетон. Делал и думал – больше никогда не буду в жизни месить бетон. Так и вернулся к «столярке». Но образование инженера лесного хозяйства мне очень помогает в деле, начиная с того, что разбираюсь в древесине и сырьевом потенциале.
– Для вас легче создавать деревянную мебель своими руками или руководить столярным бизнесом?
– Руководить, несомненно, сложнее. Тут ты не сам по себе, а все время выстраиваешь отношения с людьми, с клиентами и сотрудниками. Сотрудники – особый вопрос, надо нанимать таких, кто не только специалист в своем узком направлении, но и способен к взаимозаменяемости. Если у одного в голове что-то перещелкнет и он не выйдет на работу, производство не должно пострадать, его тут же должны заменить другие мастера. Со станком проще, сломался – купил другой. С людьми так невозможно.
– Что из сделанного составляет вашу особую гордость?
– Первая в моей жизни лестница, внутридомовая, сделанная своими руками. Приятно было, когда гости заказчика, по его словам, удивлялись, где он ее приобрел. Думали, в Италии заказал, не верили, что в Находке такое делают. С нее началось мое особое воодушевление, и я вышел на иной уровень дохода. Когда закончил работу над этой лестницей, было ощущение, что ребенка на свет произвел.
Справка:
Алексей Лютенко, создатель и руководитель производственной компании «Столярка» (г. Находка).
Родился в 1979 г. в Находке, там же окончил среднюю школу. Высшее образование получил в сельскохозяйственной академии (г. Уссурийск) по специальности «инженер лесного хозяйства». По распределению работал в лесхозе «Мельничный» в Красноармейском районе, после того – на мебельной фабрике в Находке. Затем занялся предпринимательством в разных областях, включая автобизнес. Собственное столярное дело начал в 2005 г., компанию открыл в 2012 г. Женат, воспитывает двоих детей.