Сеть ресторанов общественного питания KFC объявила грандиозные планы по развитию своей сети на Дальнем Востоке: ежегодно открывать в Приморье 3-4 ресторана, всего до 2020 г. в регионе появится не менее 15 заведений в Находке, Артеме, Уссурийске и во Владивостоке. Приход KFC мало повлияет на рынок фастфуда Владивостока, считают участники рынка. Они полагают, что компания будет создавать рынок фактически под себя, там, куда другие операторы заходить и не пытались, пишет деловой еженедельник «Конкурент».
Эксперты отмечают, что полноценное появление KFC во Владивостоке – логичное развитие событий на российском рынке фастфуда: сетям фастфуда с мировыми именами в России больше некуда идти, только в восточном направлении. В европейской части страны рестораны уже расположены очень плотно. Что касается конкуренции с региональными сетями, то она будет, однако нельзя однозначно сказать, что KFC выживет с рынка кого-то из местных игроков.
«С приходом KFC массовой миграции клиента не наблюдается. Сейчас люди идут, чтобы попробовать нечто новенькое, в новых кафе всегда формируется своя клиентская база. При этом локация KFC, с мой точки зрения, не идеальна, так как только в центре города, где сосредоточены прогулочные и культурные зоны, проходимость наиболее высокая. Кроме того, KFC зашел во Владивосток с некой «дальневосточной надбавкой», не исключено, что связано это с особенностью франшизы. Сегодня во Владивостоке работают различные дисконтные программы, привлекающие клиента. В KFC их пока нет. В общем, чтобы освоить операционный процесс, продумать маркетинговые шаги, определить «своего» гостя, новому игроку потребуется не один месяц», – считает Светлана Новикова, территориальный маркетолог сети ресторанов «Бургер Кинг».
В Hesburger кратко пояснили, что KFC для них конкурентом не является ввиду разной направленности заведений и клиентуры, с заходом нового игрока темпы работы не снизились, число гостей не уменьшилось.
«В первые дни работы такие ключевые моменты, как быстрота и качество, в заведениях KFC слегка хромали, однако люди дали собственникам второй шанс, так как все хотели попробовать продукцию мирового бренда. Но сколько KFC продержится на дальневосточном рынке, пока сказать сложно, это зависит от совокупности факторов. Пока что люди идут из любопытства, это нормально. Нехватку клиентов, думаю, собственники не ощущают. Например, в «Седанка-Сити» KFC работают на потоке «Самбери», и это удачный маркетинговый шаг. Если смогут удержать правильную позицию – приобретут собственную клиентуру», - отмечает Маргарита Шишкова, маркетолог сети ресторанов «Чайхона «Хлопок».
«Нужно четко продумывать маркетинговые шаги, грамотно выбирать месторасположение, работать с ценовой политикой – высокие цены у нас не пройдут. Я работал в разных городах и могу точно сказать, что Владивосток отличается от других населенных пунктов России. На мой взгляд, перспективы KFC – 50 на 50», – говорит Василий Дробышев, один из руководителей ООО «Синэргос».
Эксперты уверены: для захода на рынок сегодня не лучшее время – страна не вышла из кризиса, продолжается застой в экономике, платежеспособность стабильно падает, цены растут.
«Кроме того, есть понятие «родной продукт», например, пянсе считается продуктом Владивостока, гамбургеры, пиццы – зарубежным, чужим. Думаю, если KFC будет вести бизнес, как ведет большинство, то быстро прогорит», – отметил Василий Дробышев.
«Рестораны мировых брендов сложно содержать, тем более быть на плаву. Могут также возникнуть проблемы с франшизой, так как это ключевой момент работы. Франчайзинг ставит жесткие условия; наше заведение, например, до сих пор серьезно проверяют. Некоторые собственники не выдерживают проверок и закрываются. Так случилось, например, с Subway, где обнаружились нарушения по качеству продукта и культуре обслуживания», –считает Оксана Шабельник, исполнительный директор сети Countrу Fried Chiсken (CFC).
В условиях нестабильной экономической обстановки франчайзинг может вывести из равновесия. «Похожая ситуация была в Новосибирске, куда зашла крупная сеть быстрого питания «Подорожник». Одновременно открыли большое количество торговых точек, но они проработали около трех лет, затем каждая точка стала функционировать автономно от сети. Тоже рассчитывали взять количеством, но 3-4 года работы для такого бизнеса не показатель успеха. Хотя в Сибири народа в разы больше, чем на Дальнем Востоке», – добавляет Василий Дробышев.
В целом участники рынка надеются, что куриные ножки не «съедят» чью-то выручку, а создадут ее с нуля. Исключительно под себя. «KFC как мировой бренд имеет право на существование. Мы периодически будем заходить в новое заведение, так сказать, проверять, соответствует ли цена и качество местного KFC московскому», – отмечает Маргарита Шишкова.