2024-10-14T13:08:51+10:00 2024-10-14T13:08:51+10:00

Как запрет на работу мигрантов в Приморье изменит сферу перевозок?

О возможных последствиях нового постановления рассказали эксперты

14 октября 2024, 13:08

Фото: Никита Авдеев / PRIMPRESS
Фото: Никита Авдеев / PRIMPRESS | Как запрет на работу мигрантов в Приморье изменит сферу перевозок?

В 2025 году власти Приморского края намерены ввести запрет на привлечение иностранных граждан к 41 виду трудовой деятельности на основании патентов. Кажущееся логичным решение обусловлено растущими в Приморье волнениями на фоне засилия мигрантов в разных видах деятельности и сложившимся мнением о том, что это негативно сказывается на качестве услуг. Однако постановление включает в себя и запрет на привлечение иностранных граждан к работе в сфере перевозок – злободневной теме для жителей Приморья, серьезную часть кадров которой составляют именно мигранты. Корреспондент PRIMPRESS пообщался с экспертами, работающими с автобусными, грузовыми и таксомоторными перевозками, чтобы выяснить, как нововведение может повлиять на работу и без того проблемной сферы.

Тема работы мигрантов в такси давно стоит остро. Приморцы обеспокоены большим количеством иностранных граждан среди водителей, жалуются на нарушения правил дорожного движения, плохое знание русского языка, и ситуация лишь ухудшается с появлением новостей о совершении мигрантами преступлений.

Решение ввести запрет на работу по патентам, однако, не сулит стопроцентных положительных изменений – очевидно, что вместе с уходом мигрантов из сферы таксомоторных перевозок, этот вид деятельности лишится значительной части кадров. По словам Дмитрия, руководителя частного автопарка во Владивостоке, в этой ситуации люди встают перед выбором, что им важнее: цена или качество.

«Мигранты в таксомоторке составляют не менее, а то и более 50%. Для начала обществу и государству следует определиться, каким оно хочет видеть такси. Если они хотят, чтобы такси было безопасным и соответствовало действующему законодательству, – это одно. Если же они хотят, чтобы такси было дешевое – это другое. Это прямой выбор между качеством и ценой», – подчеркивает Дмитрий.

Такая неоднозначность вызвана сразу несколькими причинами. Первая – низкие зарплаты, несоответствующие условиям труда, на которые не будет согласно большое количество людей в случае сокращения кадров. По словам Дмитрия, выручка водителя такси за восьмичасовую рабочую смену должна составлять от 12 до 14 тысяч рублей, чтобы в полной мере покрывать расходы, но подобного и близко нет. Другая причина также связана с деньгами – официальное и полностью прозрачное трудоустройство, очевидно, невыгодно работодателям.

«Водитель такси не может находиться за рулем больше 8 часов по закону, или может до 10 часов, но с учетом двухчасового обеда. Если это ночная смена, то следующая смена должна быть не раньше чем через 36 часов. Получается, чтобы эффективно работал автомобиль, к нему должны быть приставлены три водителя. Еще должен быть медицинский работник, который будет осматривать водителя при выходе на смену и после возвращения. Это все стоит денег, и это мы еще не подошли к стоимости содержания автомобиля. Трудовой договор это сразу плюс 43% к расходам - 13% НДФЛ и 30% ПФР», – говорит руководитель автопарка.

Если закон начнет работать и мигрантов в сфере таксомоторных перевозок станет меньше, это однозначно вызовет дефицит кадров, а следовательно, придется повышать заработную плату таксистам, считает эксперт. Сложности в поиске работников с российским гражданством есть уже сейчас, и ситуация может только усугубиться. Другой вопрос – действительно ли постановление будет соблюдаться?

Дмитрий считает, что просто ввести закон недостаточно – его нужно еще и исполнять, а также контролировать исполнение. Он подчеркивает, что тема подобных нововведений поднималась и раньше, но само по себе постановление ничего не изменит, если его не будут соблюдать.

«Уже есть Федеральный закон о безопасности дорожного движения. В редакции от 2019 года в нем существует норма, что работа на автотранспорте запрещена обладателям иностранных водительских удостоверений, за исключением граждан государств членов ЕврАзЭС, где русский язык считается вторым государственным. Этот закон просто не соблюдается. Разговоры о запретах иностранцам где-то работать – болтовня. Сначала нужно добиться, чтобы соблюдалось уже действующее законодательство, а потом вводить новые законы. Тех же граждан стран-членов ЕврАзЭС запрет не коснется, им не нужен патент», – подытожил Дмитрий.

Помимо такси, новое постановление затронет водителей автобусов, трамваев и троллейбусов в городском сообщении. Эта тема стоит не менее остро, так как во Владивостоке уже долгое время наблюдается дефицит кадров для автобусных перевозок – он составляет почти 40%. Ранее в администрации города сообщали, что на многих маршрутах есть нарушения интервала движения. Назревает логичный вопрос – не ухудшится ли ситуация с введением в работу нового постановления?

Как отметил заместитель директора муниципального предприятия «Владивостокское производственное объединение пассажирского автотранспорта № 1» Юрий Хильчук, запрет устанавливается хозяйствующим субъектам, привлекающим иностранных граждан, осуществляющим трудовую деятельность на основании патентов. В целом же отбор для приема на работу на должность водителя автобуса куда более строгий, чем в других предприятиях.

«Если на каком-то предприятии работало больше половины иностранцев по патенту и сейчас им работать нельзя, для такого предприятия будет проблема. У нас на предприятии нет иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в качестве водителей автобусов, на основании патентов», - отметил он.

При этом Юрий Хильчук подтверждает, что у предприятия есть нехватка квалифицированных кадров, но в каждом парке картина разная - где-то вопрос стоит более остро, а где-то нет, из-за чего сделать однозначный вывод за всех он не может. Одна из причин возникновения дефицита – соотношение размера оплаты труда, объема и сложности выполняемой водителями автобусов работы.

На это влияет тот факт, что Владивосток – портовый город и заработная плата у, например, водителя, погрузчика, сопоставима с деньгами, которые получает водитель автобуса. При этом ответственность человека, который везет десятки человек, куда больше, и изматывает морально и физически, считает Юрий Хильчук. Также причиной нехватки кадров, в то же время отсеивающей неквалифицированных сотрудников в сфере автобусных перевозок, эксперт называет обязательное наличие водительского удостоверения категории «D».

«Это не легковой автомобиль, где любой человек может устроиться в такси. Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «D» составляет около 300 часов, в том числе 100 часов вождения. При этом срок обучения не месяц, как на категорию «B», а четыре месяца. По этой причине водители автобуса всегда были в дефиците. Я думаю, что введение такого запрета направлено прежде всего на повышение качества оказываемых услуг по перевозке пассажиров», – подытожил Юрий Хильчук.

Таким образом, ситуация со сферой перевозок в Приморье остается неоднозначной, и как именно повлияет на нее новое постановление, сказать сложно. Отказ от приема на работу мигрантов по патентам может спровоцировать серьезный дефицит в кадрах для такси, а приход на их места более квалифицированных сотрудников, и, как следствие, повышение цен, скорее всего, вызовет еще больше споров.

 

Новости партнеров

Новости (Общество)