Злоумышленники постоянно придумывают новые способы выманивания денег у доверчивых людей. Они ловко играют на чужих чувствах и манипулируют. Но кое-что их все-таки выдает. Вместе с МТС составили чек-лист с типичными уловками телефонных мошенников. Предупрежден – значит, вооружен!
Звонят вам, а не вы
Вам позвонили «из банка» – это уже повод насторожиться. Вероятность, что вы разговариваете с настоящим сотрудником финансового учреждения, а не с мошенником, близка к нулю. А если речь зашла о «переводе денег на безопасные счета» и «подозрительных транзакциях», стоит прекратить разговор. Лучше сами перезвоните в банк или проверьте состояние счетов через мобильное приложение.
Ведут разговор только о деньгах
Мошенники стараются использовать любой предлог, чтобы выманить заветные рубли. Например, предложат поменять валюту по сверхвыгодному курсу. Таких ловушек огромное количество, и постоянно появляются новые схемы. Постарайтесь все время быть начеку и сохранять хладнокровие. Особенно, если «помощник» сам вас нашел, а вы даже не знаете, кто этот человек по ту сторону трубки.
Просят секретные данные
Любой банк стремится защитить данные клиента и его деньги. PIN-код, трехзначный CVV с карты и код из SMS – все эти пароли придумали для того, чтобы беречь ваши средства. И под каким бы предлогом у вас ни просили эти данные, не сообщайте их никому, даже сотруднику банка. Как только услышали подобную просьбу и тем более категоричное требование – вешайте трубку. Ведь это самый явный признак мошенника.
Настаивают на «здесь и сейчас»
Если с первых секунд разговора собеседник подталкивает к какому-то действию, скорее всего, это мошенник. «Срочно», «немедленно» – это вообще любимые слова жуликов. В ходе диалога незнакомец из телефонной трубки продолжит вас подгонять: «если не переведете деньги на безопасный счет, их украдут», «еще пара минут, и будет поздно». А если он почувствует, что жертва сомневается, начнет давить: «не спорьте со мной, я глава службы безопасности банка», «отказываясь выполнять мои требования, вы нарушаете закон». Если подозреваете, что вас пытаются обмануть – прекращайте разговор. Иначе есть риск потерять бдительность и выдать секретную информацию.
Играют на чувствах
Иногда мошенники приходят с радостными или грустными «новостями». «Генератор случайных чисел выбрал ваш номер, получите свой выигрыш». Далее следует просьба оплатить комиссию за перевод. Или уже легендарное: «ваш родственник попал в аварию». Беспокойство за близкого человека, эйфория от неожиданного выигрыша и другие сильные эмоции делают человека уязвимым. Из-за этого многие теряют бдительность и выполняют все, о чем просит мошенник.
Как не попасть на удочку мошенника
Лучший способ не попасть на крючок – вообще не вступать с жуликами в диалог. Некоторые мобильные операторы сами готовы идти навстречу своим абонентам, чтобы избавить их от нежелательных разговоров. Например, существует сервис МТС «Защитник». Принцип его работы таков: он распознает нежелательные вызовы, сам на них отвечает, а потом присылает текст с расшифровкой разговора. Его можно прочитать в мобильном приложении оператора. Если боитесь пропустить важный звонок, то в базе есть несколько категорий нежелательных вызовов, и вы можете указать, какие из них блокировать не нужно.