Одна из ведущих интернет-платформ – «Авито» – постепенно закрепляется в Приморском крае. В направлении «Авто» видны самые яркие перспективы, ведь покупка или продажа автомобиля с пробегом для жителя Приморского края – процедура одна из самых обыденных. Здесь «Авито» может запросто найти своего пользователя, и именно к этому все идет.
PRIMPRESS побеседовал с управляющим директором «Авито Авто» Кириллом Вотяковым о состоянии авторынка в стране, новых проектах и о будущем компании на Дальнем Востоке.
– Кирилл, давайте начнем с позитива. Чем ваше направление, а именно «Авито Авто», может гордиться сегодня?
– Сейчас у нас есть стабильный рост по доле трафика. В 2022 году мы стали платформой № 1 и для покупки, и для продажи автомобилей, по данным Автостата. И это подтверждают цифры:
67,2 % автовладельцев размещают объявления о продаже своих автомобилей именно на «Авито Авто». 56,6% автовладельцев находят покупателей именно на «Авито Авто».
Из числа размещенных на «Авито» автомобилей 79% продавцов находят своего покупателя здесь же. Как мы это понимаем? При закрытии объявления человек отвечает на вопрос, как был продан автомобиль. И в 79% случаев продавец отвечает: «На «Авито».
– Какой трафик сейчас в разделе «Авто»? И что вы делаете для того, чтобы покупатель шел именно на «Авито» за автомобилем своей мечты?
– Если говорить про аудиторию, то мы подошли вплотную к границе в 5 млн пользователей, которые ежедневно выбирают себе машину на «Авито». И это только в категории «автомобиль с пробегом».
Покупка автомобиля для человека – важная вещь. Как правило, в среднем раз в пять лет человек меняет свое средство передвижения. И первый этап покупки происходит в режиме онлайн, то есть на нашей платформе. Здесь человек понимает, какой автомобиль ему нужен, марка, модель. Он делает какие-то сравнения, определяется с условиями, а уже после этого связывается с продавцом и взаимодействует с ним в реальном мире, то есть переходит ко второму этапу покупки машины.
За последние несколько лет в «Авито Авто» существенно улучшили работу «первой части воронки». Мы сделали так, чтобы объявления, которые есть на площадке, максимально представляли вообще весь рынок России. Наша задача, чтобы все продаваемые на текущий момент автомобили присутствовали на «Авито». Мы уверенно движемся в этом направлении. Сейчас в разных регионах страны доля уникальных автомобилей, которые размещены только на «Авито», может доходить до 30%.
– Но для покупателя важен не только ассортимент, но и качество автомобиля. Как не прогадать и купить хорошую машину и только у проверенного продавца?
– Безусловно, покупателю важно знать об автомобиле как можно больше еще до поездки к продавцу. Реальный пробег, реальное количество ДТП, а не только то, что заявлено в объявлении. Эту важную часть покупательского пути успешно реализует наш сервис «Автотека». Мы его развиваем больше шести лет, и именно здесь самая большая и полная база информации об автомобилях в России. Де-факто мы стали уже стандартом в России с точки зрения сервиса проверки истории транспорта.
Но и это еще не все. Важно не только то, что ты покупаешь, но и то, у кого ты покупаешь. Многие покупатели задают вполне резонный вопрос: а можно ли этому продавцу доверять? На платформе «Авито» два года назад был запущен сервис, который проверяет дилеров и профессиональных продавцов. Во-первых, у нас есть выездные проверки, где мы смотрим, соответствуют ли автомобили реально заявленным на площадке требованиям. Во-вторых, мы собираем отзывы пользователей, которые реально взаимодействовали с дилером. Тем самым позволяем новым покупателям опираться на опыт предыдущих клиентов.
На сегодняшний день это делается для 70% дилеров по всей стране.
– Совсем недавно появился новый сервис «Авито Аукцион». Расскажите подробнее о нем.
– Не только онлайн, но и в условиях реального мира, так скажем, есть что улучшать. Один из проектов в этом направлении как раз «Авито Аукцион», который позволяет прозрачным и выгодным способом продать автомобиль дилеру.
Почему это актуально? Множество пользователей не хотят взаимодействовать с большим количеством частников, профессиональных продавцов, другими дилерами, как это бывает, когда размещаешь объявление на любом классифайде. Мы можем предложить такому продавцу хорошую альтернативу. Можно продать дилеру и достаточно быстро!
Как в таком случае получить лучшие условия, лучшие цены? Здесь нужна аукционная механика, и мы как раз это реализовали. Я, как пользователь, размещаю объявление и понимаю, что выкупать автомобиль у меня будет профессионал, который гораздо лучше, чем я, разбирается в теме. Какой мне и смысл скрывать какие-то царапины, вмятины или подтеки? Я об этом честно расскажу и тем самым получу максимально близкую цену, которую дилер готов будет заплатить здесь и сейчас. Еще и сэкономлю время.
Ну и, собственно, дальше происходят торги. На основании этой информации дилеры делают ставки, торгуются друг с другом, и дальше пользователь сам может выбрать, с кем из дилеров он хочет взаимодействовать. И эта аукционная механика дает существенно лучший опыт и, главное, существенно лучше цены, потому что среди дилеров есть конкуренция.
Мы запустили этот сервис порядка года назад, сейчас он есть уже в 45 регионах России, и им уже пользуются более 200 дилеров.
– Автомобильный рынок в этом году пережил настоящий переворот. С позиции управляющего «Авито Авто» можете рассказать, что изменилось?
– В этом году исполняется 10 лет вертикали «Авто» на «Авито». Все это время мы плотно занимаемся данной тематикой и считаем, что последние полгода были самыми сложными для автомобильного рынка. После коронавируса он еще не успел оправиться, и сейчас там происходят серьезные изменения.
В первую очередь, конечно, речь идет о появлении новых автомобилей. Второе – это ограничения, связанные с импортом этих самых новых автомобилей. И третье – уход ряда европейских игроков с рынка.
На официальных дилеров все это повлияло достаточно сильно. Число доступных для продажи автомобилей начало резко сокращаться. Цены в это время резко выросли. Например, на автомобили с пробегом аж на 60%. Мы все это оцениваем по объявлениям, и надо сказать, что рост очень и очень большой. Понятное дело, был ажиотаж, и он не мог не привести к росту цен.
– А как сейчас обстоят дела с ценами на автомобили?
– Сейчас они стабилизировались. Где-то с июля мы видим крайне медленное снижение, но до уровня начала 2022 года еще очень далеко. А вернутся ли цены на тот уровень – это большой вопрос.
На изменения рынка быстрее всех отреагировали профессионалы. В начале весны и в начале весны цены серьезно выросли у дилеров, а уже потом частники начали понимать, что нужно увеличивать цену размещения на сайте. Но это не всегда значит, что сделка проходит именно по этим условиям.
– Как сильно отразились эти изменения на работе дилеров?
– В целом, если мы говорим про новые автомобили и официальных дилеров, то для них, конечно, изменения произошли очень резкие. Предложений дилеров сейчас существенно больше, и вопрос реализации для них стоит, конечно, остро. Поэтому и начался этот тренд на снижение цен.
Теперь им нужно в принципе полностью перестраивать сложившийся десятилетиями бизнес, который строился вокруг продажи новых автомобилей. Новые машины продаются, потом они приезжают обслуживаться у официального дилера, пока есть гарантия, затем, продавая следующий новый автомобиль, можно забрать другой транспорт в трейд-ин и так далее. У них был стержень, которого сейчас нет. То есть граница между официальными дилерами и независимыми стирается.
Потому что официальным дилерам, для того чтобы выжить, нужно активно, что они собственно и делают, идти в бизнес по автомобилям с пробегом. То есть играть на равных с независимыми дилерами, с профессионалами, с частными покупателями конкурировать за те автомобили, которые есть на рынке, выкупать их и, соответственно, продавать.
Конкуренция за качественные автомобили с пробегом сейчас увеличилась. В этом смысле продавцы, которые хотят продать свой автомобиль, находятся в выгодной ситуации, потому что на их хорошие автомобили есть большой спрос, а значит, можно выручить хорошие деньги.
Справедливости ради, у дилеров все же есть новые машины, но их мало. Посмотрите на любую стоянку возле автоцентра, сейчас там практически пусто, хотя раньше всегда были заполнены. И ценник на оставшиеся экземпляры достаточно высокий. Не каждый человек можете себе это позволить.
– Можно сказать, что в столь кризисной для дилеров ситуации спрос на услуги «Авито Авто» вырос?
– Как показывает практика, при любых сильных изменениях на рынке бизнес «Авито» только укрепляется. У покупателей и продавцов всегда есть потребность, которую они успешно решают на «Авито». В день на нашей платформе размещается 20 тыс. уникальных автомобилей с пробегом. Это реальные объявления, в которых мы проверяем VIN-номер. Эта цифра была и в 2020-м, и в 2021 году, то есть количество выходящих на рынок авто стабилизировалось.
Если полагаться на данные ГИБДД по регистрации автомобилей, то сейчас, по разным оценкам, на учет ставится на 20-30% автомобилей меньше, чем раньше. А вот с точки зрения тех автомобилей, которые выходят на рынок , – здесь падения нет. Это говорит о том, что сейчас все сильнее становится рынок покупателя, хотя раньше был сильнее рынок продавца.
При этом свежие автомобили без ДТП, с маленьким пробегом всегда являются желанным вариантом для всех. За ними всегда была большая конкуренция, и сейчас она только усилилась.
– Как сейчас «Авито Авто» работает в направлении регионов Дальнего Востока?
– Примерно два года назад мы взяли фокус на регионы Урала, где наша платформа не была первым игроком. На сегодняшний день мы стали там лидерами и продолжаем двигаться последовательно.
Есть регионы, связанные друг с другом с точки зрения рынков. Например, в Сибири мы изучали поведение пользователей, опрашивали их, и, как оказалось, люди готовы ехать за тысячи километров, чтобы найти хороший автомобиль. Для жителей крупных городов это немыслимо, многие на другой конец Питера или Москвы не готовы ехать, а тут абсолютно разные структуры рынка. Поэтому, фокусируясь на таких связанных регионах, мы даем лучший сервис для пользователей. Очень связанные рынки, например, Челябинска и Екатеринбурга.
Во Владивостоке в этом году мы проводили конференцию «Высшая передача». Для нас Приморский край – это фокусный регион. Здесь мы налаживаем взаимодействия с дилерами, бизнесом, учимся специфике этого рынка, то есть мы работаем в направлении Дальнего Востока и считаем, что там должна быть альтернатива в виде «Авито Авто».
– Автомобильный рынок Дальнего Востока выделяется среди прочих?
– Здесь есть один очень интересный аспект. Владивосток – центр дистрибьюции японских автомобилей, которые очень интересуют не только местных автолюбителей, но и покупателей центральной части России. В том числе речь идет об электрических автомобилях. Например, они очень полюбились жителям юга России, где есть частный сектор.
Наша большая цель в том, чтобы рынок автомобилей с пробегом был не фрагментированным до уровня региона, а развивался в масштабах страны. То есть мы стремимся проводить сделки с продавцом или с покупателем из любой части России. И для этого, конечно, нужна платформа, которая позволит обеспечить эту сделку прозрачным и безопасным способом. Потому что фактически тебе нужно принять решение о покупке автомобиля, который ты не видел воочию. Это очень большой накладной расход – перевезти через всю страну. Но и здесь мы видим как раз своей целью сделать инструменты, для того чтобы таких сделок становилось все больше. Соответственно, от этого выигрывают и покупатели, и продавцы, потому что продавец, продавая на большее число регионов, может получить большее количество покупателей и, возможно, более выгодно продать. А покупатель точно так же он может найти вариант, которого нет в его регионе.