Авиаперевозки в последнее время набирают все большую популярность – этот тренд ярко показал себя еще в период пандемии из-за большого числа заказов на срочную доставку медицинских товаров и оборудования. Большую роль сыграло и развитие e-commerce – самолетом грузы прибывают на место назначения в разы быстрее, чем любым другим видом транспорта. Как отмечают в ГК «Деловые линии», авиадоставку обычно выбирают, когда требуется быстрая перевозка документов или грузов на расстояние свыше 1,5 тыс. км. Этот способ существенно экономит время: например, если доставка автомобильным транспортом из Санкт-Петербурга во Владивосток занимает 19 дней от сдачи груза на терминал до готовности к выдаче, то в случае с воздушным транспортом – от трех дней.
Например, в пресс-службе Tele2 рассказали, что пользуются услугами авиадоставки в случаях высокой срочности или когда груз небольшой, весом до пары килограммов.
Если говорить о статистике, то в Росавиации подсчитали, что за первые месяцы этого года грузооборот российских авиакомпаний показал небольшой прирост, на 4,5%. Рост на международных перевозках составил 5,8%, а на внутренних – 0,2%. Положительная динамика наблюдалась и в 2021 году, когда рынок стабилизировался после пандемии и начал приходить в норму.
Тем не менее в связи с последней волной ограничений на торговлю с западными странами и закрытием множества маршрутов эксперты опасаются очередного падения только пришедших было в себя показателей рынка. Так, в исследовательском агентстве M.A.Research обращают внимание на падение авиаперевозок на европейском направлении, ограничение полетов на южном направлении и общее снижение международных грузопотоков. Все это негативно скажется на показателях работы грузовой авиации, уверены аналитики. По их прогнозу, падение объема перевозок грузов и почты в 2022 году может составить свыше 60%, учитывая высокую долю международных перевозок. Согласно более оптимистичному варианту, падение составит 10%.
«Логистика постепенно будет смещаться в восточное направление, – рассказал РБК+ руководитель по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями ГК «Деловые линии» Евгений Уткин. – Сейчас многие импортеры активно переориентируются на поставщиков из Юго-Восточной и Средней Азии, стран – членов ЕАЭС. В связи с этим Дальний Восток испытывает большую нагрузку от грузопотока из Китая и других азиатских стран, что ведет к перегруженности морских портов и железнодорожных терминалов. Поэтому импортеры стараются найти новые способы оперативной отправки товаров. Мы, зафиксировав кратный прирост запросов на авиаперевозку, оперативно запустили доставки из Китая и крупнейших городов Юго-Восточной Азии коммерческих партий товаров от 10 кг для юридических лиц».
Также, как отметили в «Деловых линиях», объемы авиадоставки по наиболее популярным товарам растут благодаря тренду на импортозамещение. А на государственном уровне заявляют о возврате к эксплуатации отечественных воздушных судов и возобновлении производства в рамках импортозамещения SSJ-100 и МС-21.