Неделю назад строители анонсировали проект для заказчиков и подрядчиков в строительной отрасли – тендерную площадку «Альянс». Сергей Федоренко, менеджер этого проекта, председатель ассоциации «Альянс строителей Приморья», рассказал «К» о новой возможности для участников рынка.
– Сергей Владимирович, расскажите про проект...
– Площадка – это место, где негосударственные заказчики могут в кратчайшие сроки провести запрос цен и выбрать подрядчика. Целевая аудитория – застройщики многоквартирных домов, генеральные подрядчики (которые всегда ищут себе субподрядчиков) и частные заказчики (строительство пирсов, складов, коттеджей, а также ремонт офисов, магазинов, квартир). Рынок весьма обширен.
До конца апреля площадка будет наполняться первыми десятками подрядчиков, а с мая начнем рассказывать про нее заказчикам, приглашать размещать свои объемы.
– Почему решили запустить этот проект?
– Для строителей наступает время возможностей. Ведь, с одной стороны, часть заказчиков ставят свои проекты на паузу. Но появляются и другие, кто хочет завершить недострой, или вложить имеющиеся средства, или оперативно наладить производство. Кроме того, через небольшое время строительный рынок оживет с новой силой, потому что крупные капиталы возвращаются в Россию, туризм в Приморье получит развитие, нужно строить логистическую инфраструктуру в Китай, как никогда становятся актуальны местные производства.
Все это означает появление новых строительных проектов. Вместо одного старого заказчика появятся два новых. И все начнут искать ответственных подрядчиков. А где их найти, в Интернете? Не серьезно. Через знакомых и по рекомендациям? Всем известно, что через друзей цены самые высокие, это давно не секрет. Нужен новый, независимый и неподкупный способ подбора подрядчиков. Поэтому тендерная площадка – это способ показать себя и найти новых заказчиков.
– Чем он отличается от других площадок?
– Самое главное отличие – в особенностях допуска на площадку, стать участником не просто. Никаких «своих» или «рекомендованных» подрядчиков нет. Все по-честному. Правила такие: сначала подрядчик должен определиться со своей специализаций. Их 27 видов, есть как специализированные (отопление, фасадные, отделочные или монолитные работы), так и генподрядные позиции. Разделение сделано, чтобы защитить право заказчика на качественный результат труда (условно говоря, чтобы электрику делал только электрик, но не гидротехник) и, с другой стороны, избежать недобросовестной конкуренции (подрядчики без опыта не смогут адекватно оценить затраты). Поэтому концепция «я строитель, я умею делать все» не подходит.
Потом непосредственно предквалификация, она состоит из двух частей. Сначала проходит документарная проверка. Судимости, неисполненные обязательства, предыдущая история учредителей и директоров, суды, аффилированные лица, исполнительные листы и т. д. Проверяется все то, что обычно проверяют службы безопасности в банках и на крупных предприятиях.
– Это звучит вполне серьезно.
– Нет, на эту проверку не стоит особо рассчитывать – предприниматели давно научились скрывать свои старые истории, регистрировать фирмы на новых людей и т. д. Более важен именно второй этап проверки – выезд на ранее выполненные объекты. Подрядчик обязан предъявить не менее двух объектов по выбранной специализации, выполненных с высоким качеством не позже чем два года назад. При этом известно, что благодарственные письма и отзывы легко «рисуются» и им доверия нет.
Поэтому объекты осматривает наш инженер-строитель, делает фотографии, лично беседует с заказчиком и выносит собственное мнение. После чего эти отчеты размещаются в открытом доступе, чтобы любой человек мог лично посмотреть, на каком основании компания смогла пройти проверку.
– Какие результаты за неделю?
– Мы тестово разослали приглашения пока по небольшой группе подрядчиков, реакция хорошая. За неделю успели проверить всего восемь организаций, это трудоемкая работа. Из восьми организаций три не смогли пройти проверки, объекты слабые. При этом одна компания – мои друзья. Но ничего страшного, надо еще потренироваться: может быть, у генподрядчиков, может быть, на простых объектах и попробовать снова.
– Вроде бы мера поддержки, но почему так жестоко?
– Знаете, на строительном рынке хватает, мягко говоря, недобросовестных участников. Если не проверять, то заказчики не будут доверять площадке, не будут размещать заказы. А без заказчиков не будет и подрядчиков.
– Сколько будет это стоить подрядчику и заказчику?
– Это наша помощь отрасли. Это бесплатно.
– Чего боятся подрядчики?
– Нормальные подрядчики боятся только недобросовестной конкуренции, демпинга. Это действительно проблема. Ведь никто не может запретить компании снизить цену, отработать даже ниже себестоимости, может, она ради репутации хочет сделать объект?
Но если такой строитель пообещает и не сделает, начнет юлить и выдумывать, как низкую цену поднять, то площадка получит жалобу, изучит обстоятельства и такого подрядчика исключит. С другой стороны, если у вашей компании цены выше, чем на рынке, то значит, надо работать с себестоимостью, ведь заказчик никогда переплачивать не будет. Задача площадки – отобрать реальные фирмы и устроить честные торги. А добросовестная конкуренция, когда соревнуются равные среди равных, никому не повредит.
– Как подрядные компании могут стать участниками тендерной площадки?
– Мы заинтересованы в том, чтобы площадка была местом действительно проверенных и ответственных подрядчиков. Поэтому, если вы хорошо знаете свое дело, отвечаете за свою работу, не прячетесь, работаете честно и добросовестно, готовы пройти настоящую предквалификацию, звоните, записывайтесь на проверку, мы будем вам рады.
Телефон: 8 (950) 280–77–78.