О водительском стаже таксистов в последнее время заговаривают все чаще, и эти разговоры имеют под собой серьезные основания: согласно изменениям, которые предложены в закон о такси в 2021 году, неопытным водителям могут запретить трудоустройство в такси.
Этим летом глава ГИБДД России выступил с предложением о запрете на работу в агрегаторах такси водителям со стажем менее трех лет. Таким водителям, сообщает чиновник, вообще нельзя предоставлять доступ к приложениям заказов такси.
И хотя инициатива ГИБДД пока касается только таксистов, работающих на агрегаторы («Яндекс», Uber, Ситимобил, DiDi и т. д.), многие эксперты полагают, что ограничиваться только агрегаторами не следует: за рулем такси вообще не должно быть водителей, чей стаж не достигает трех лет.
Неквалифицированные водители – источник повышенной аварийной опасности на дорогах. В последнее время все чаще говорят об авариях с участием таксистов, в то время как эти водители несут повышенную ответственность еще и за жизнь и здоровье своих пассажиров. Именно поэтому три года объявлены минимальным стажем, после которого человек может быть допущен до работы в любой службе такси, даже если эта служба – стартап в маленьком городе.
Более того, есть значительная разница между формальным стажем в три года и реальным водительским опытом. Человек мог сдать на права десять лет назад, но все это время вовсе не садиться за руль или же периодически ездить, вообще не имея собственного автомобиля – на чужой машине. И тем не менее эти годы засчитываются как водительский стаж. По словам и сотрудников ГИБДД, и экспертов, не должно возникать ситуации, при которой такие люди могут потом устроиться на работу в такси.
На сегодняшний день не разработано точных и действенных нормативно-правовых актов, которые разрешали бы подобную ситуацию. Но определенные подвижки уже планируются: уже к концу 2021 года будет разработана единая информационная база водителей такси – цифровая платформа, которая соберет данные обо всех легально работающих водителях.
Глава ГИБДД сообщает, что в открытом доступе окажется информация о том, привлекался ли к ответственности тот или иной водитель за правонарушения, сколько раз он был лишен прав и каков его водительский стаж.
Представители «Яндекс.Такси» как одного из самых крупных и распространенных агрегаторов уже прокомментировали инициативу властей. По их словам, все требования к водителям такси уже прописаны в федеральном законе и агрегатор в точности их соблюдает: не принимает на работу неопытных водителей и не допускает до заказов тех таксистов, которые превысили установленное законом время пребывания за рулем.
До конца года в закон о такси будет принято еще несколько важных поправок, которые будут направлены на урегулирование аварийных ситуаций с участием водителей такси на дорогах.