В рамках пресс-конференции, посвященной работе дорожной отрасли Приморского края, министр транспортного и дорожного хозяйства Приморья Виктор Свяченовский рассказал об основных трудностях дорожных работ и о том, что уже реализовано в рамках национального проекта «БКАД». Участниками конференции были подняты наиболее острые вопросы, касающиеся содержания дорожных участков от федерального до муниципального уровня, а также рассмотрены наиболее актуальные проблемы, связанные с состоянием приморских дорог. Внимание уделили вопросам ремонта мостов, которые во многом оставляют желать лучшего, обсудили текущие работы на участках находкинской скоростной трассы и определили план дальнейших работ. Бонусом стали интересные факты о проектировании ВКАД.
– Проблема Приморья в том, что у нас отсутствуют крупные предприятия, которые могут заниматься качественными дорожными ремонтными работами. Как сейчас эта проблема решается?
– Ежегодный объем работ, выполняемых в крае, определяет и потребности в компаниях. Когда был период снижения объема таких работ, в особенности строительных, не было и поля для развития компаний. Компании на тот момент особо не развивались и не расширялись. С ростом объемов работ, соответственно, как в прошлом году, так и в этом, запрос в них усилился. Если в 2019 году их был серьезный дефицит, то, наблюдая рост объемов, наши компании стали подтягиваться и наращивать свою материально-техническую базу и подбирать дополнительный персонал. Так, например, сейчас мы стараемся укрепить потенциал «Примавтодора», обновляя их автопарк. То же самое касается компании «СПЕЦСУ», которая значительно укрепилась за предыдущий и текущий года, а также расширилась с появлением мостового подразделения.
Закрепился в Приморье и филиал московской компании «Транстроймеханизация», который выполняет дорожные работы по всему Дальнему Востоку, в частности на аэропортовых объектах. Не исключен приход компаний и из других регионов, так как многие наши масштабные проекты требуют определенной квалификации и оснащения.
– Дорожный участок Седанка – Патрокл, а также некоторые другие участки дорог за пределами Владивостока, пострадавшие от тайфуна, все еще находятся в аварийном состоянии. Когда и кто планирует ими заняться?
– В целом по краю обрушений достаточно много. Недавно было принято решение федеральным агентством по созданию комиссий, которые займутся масштабной проверкой и планированием работ по устранению оставшихся последствий после тайфуна. С 15 октября эти комиссии начинают свою работу, первым шагом которой станет определение финансовых средств для решения этих проблем. Конечно, во многом мы надеемся на резервный фонд правительства. Некоторые выплаты из резервного фонда правительства уже поступают на помощь нашим муниципальным образованиям по Кировскому и Хасанскому районам. Вероятнее всего, большая часть оставшихся работ будет выполняться уже в следующем году.
Сейчас основной задачей стоит обеспечение проезда на многих участках дорог, где нет альтернативных объездных путей. Довести многие участки дорог до нормативного состояния планируется уже после решения основных проблем с проездом.
– Хватает ли средств по нормативам строительства и ремонта дорог в Приморье? Насколько серьезен вопрос с финансовой составляющей?
– Да, такая проблема действительно есть. Однако по сравнению с другими субъектами ДФО по региональным дорогам нормативы у всех сопоставимы. Разница есть лишь с федеральным нормативом дорожного обеспечения. Так, финансовых средств на дорожное обеспечение Приморского края по сравнению с другими федеральными субъектами требуется примерно в 3,5 раза больше. Этот вопрос был поднят губернатором Приморского края Олегом Кожемяко еще в прошлом году. Сейчас, конечно, мы стараемся двигаться в сторону федеральных нормативов. Но для этого нужно приблизиться хотя бы к реальным финансовым возможностям, так сказать, сопоставить имеющееся с необходимым.
В текущем году благодаря вмешательству губернатора края нам удалось увеличить бюджет на всю нашу краевую сеть 6667 км дорог до 4 млрд. В прошлом году эта сумма была в 2 раза меньше, а в 2018 году расходы на содержание дорог составляли примерно 3 млрд руб. Безусловно, даже с таким увеличением бюджета мы понимаем, что этого недостаточно.
В связи с экономическим кризисом и пандемией коронавируса увеличить его еще будет достаточно сложно. К этому вопросу мы постараемся вернуться при формировании бюджета на 2023 год. Большая часть необходимых средств помимо самого ремонта дорог будут также направлены на обеспечение охраны мостовых сооружений и их обеспечение, а также на расширение спектра других дорожных работ.
– Как отработала дорожная отрасль в этот сезон? Сколько уже отремонтировано дорог? Можете ли вы подвести какие-то итоги?
– Итоги подводить еще рано. Сезон у нас еще не закрыт, по крайней мере до конца октября. Работы, связанные с асфальтобетонными покрытиями, будут продолжаться до конца этого месяца, а возможно, даже до середины ноября, если позволят погодные условия. В целом по всем нашим реализуемым программам, в том числе и национальной (а это всего около 200 км региональных дорог), дороги у нас продолжают ремонтироваться. Это, к слову, в три раза больше, чем в прошлом году. Причем эти дорожные участки разбросаны по всей территории края.
– Официально считается, что все ремонтные работы на старой трассе уже выполнены, однако на находкинской дороге все еще остаются несколько разбитых участков. Что касается их, планируются ли какие-либо работы по их ремонту?
– Четыре оставшихся участка общей протяженностью 4 км, которые не вошли в план ремонта, будут комплексно отремонтированы вместе с мостами. В общей сложности в этом году мы планируем решить вопрос с 6 мостами, 4 из которых входят в этот список участков: мост на 89-м км, расположенный в Фокино; 91-й км, на выезде из Фокино; 95, 99, 96, 86-й км. Все шесть мостов планируется начать ремонтировать уже в этом году, чтобы завершить к концу следующего года.
– Проблема дорог старой постройки как никогда актуальна, что показала практика наводнений. Множество дорог подвергаются затоплению ввиду неустойчивых природных условий края. Как планируется решать эту проблему?
– Действительно, большинство приморских дорог строились еще в 60–70-е годы с учетом уровня механизации тех лет. Объемы этих работ были минимальные, насыпи оставляют желать лучшего. Дороги были рассчитаны на обычные ливни, но точно не на серьезные паводковые ситуации. Такие дороги не могут служить дамбой при наводнении за счет минимального слоя насыпи, а вода переливается через них, так как не имеет стоков. Таких участков действительно много. К реконструкции этих дорог мы пока приступить не можем из-за технических соображений. Здесь требуется более серьезная проработка. Подняв дороги, мы можем создать баррикады, вследствие чего ближайшие населенные пункты начнет топить при любом ливне. Не везде можно поставить сооружения новых мостов, так как расходы на них будут колоссальные.
Учитывая объемы нашего финансового фонда, приходится пока расставлять приоритеты. Поэтому пока мы сконцентрировали свои силы на решении вопросов с проездами на некоторых участках. К тому же многие из таких дорожных участков достаточно стойкие и разрушению от наводнений не подвергаются.
– Советский проект Владивостокской кольцевой дороги подразумевает проезд на некоторых участках, которые уже, к несчастью, успели застроить. Таким образом, предполагаемый участок, где должна проходить дорожная магистраль, уже застроен в районе Эгершельда. Планируется ли как-то решать эту проблему и появились ли обходные пути? Да и в целом, когда планируется реализация данного проекта?
– Безусловно, дорога не будет идентична генеральному плану. Времена меняются, а мы подстраиваемся под текущие изменения. Что касается Казанского моста и дороги на остров Русский, то проект пока в разработке. Мы рассматриваем пути решения некоторых препятствий ввиду сложного ландшафта Владивостока. Какие-то участки ВКАД планируется провести по эстакадам, другие же – тоннельным путем. Учитывается также и меняющаяся инфраструктура на островах Русском и Елена. Застройка на Эгершельде – это еще полбеды. Стоит также учитывать земли, находящиеся во владении Минобороны. Все эти и многие другие вопросы все еще прорабатываются.
– Многое уже было сказано о краевых и федеральных дорожных объектах. Как на сегодняшний день обстоят дела с муниципальными дорогами? Именно их состояние волнует жителей Приморья на сегодняшний день как никогда.
– Изначально многое зависит од дорожных компаний. Есть компании, ориентированные на более масштабные работы, есть – на узконаправленные. На сегодняшний день в крае не хватает компаний для реализации дорожных работ на городских и проселочных участках. Основная проблема таких работ заключается в отсутствии мобильной техники, а также рабочих, готовых трудиться в достаточно сложных условиях. Сложность работ в населенных пунктах очевидна. Это трудозатратно и менее оплачиваемо. Но наиболее серьезной трудностью становится организация дорожного движения. Однако на сегодняшний день этот вопрос также прорабатывается – ведутся поиски компаний, готовых такие работы осуществлять.