«Два существа, связанных одержимостью. Мастерство, искусство и страсть» - так пишут о себе Джош Диффорт (Josh Dyffort) и Валери Силей (Valerie Sealey), выступающие с 2003 года дуэтом под названием Solstix. Этих артистов огненного шоу мирового уровня на протяжении трех лет пытались привезти в приморскую столицу. Востребованность их шоу столь высока, что в 2013 и 2014 годах график выступлений дуэта был расписан на 8-9 месяцев вперед. Тем не менее усилиями владивостокских энтузиастов файер-шоу в этом году берлинские артисты стали почетными гостями и судьями 5-го международного фестиваля огненных искусств «Огни Востока».
Помимо бесценного обмена опытом на мастер-классах, Solstix продемонстрировали свое мастерство для всех зрителей на большом гала-концерте. Публика с восторгом наблюдала за невероятными манипуляциями с огненным шестом: они вращали его вокруг различных частей тела и перекатывали без захвата рукой. В перерыве между тренировками артисты рассказали PRIMPRESS о пути к своей уникальной технике работы с огнем и о том, как были получены самые страшные ожоги.
- Чем вы занимались до файер-шоу и как пришли к этому виду деятельности?
Валери: Я училась на психолога в Калифорнийском университете в Беркли. Один раз во время путешествия по Швейцарии увидела, как какой-то парень жонглировал огненной парой шаров, связанных веревкой (так называемыми поями). На меня это произвело огромное впечатление, казалось чем-то невероятным. Но парень сказал: «Это очень просто. Хочешь попробовать?». В итоге он сжег все мои волосы. (Смеется.) К счастью, потом рядом оказались более ответственные люди, которые объяснили мне, что так заниматься нельзя. Есть учителя, веб-сайты, где можно узнать, как сделать свои пои, безопасные для тренировок.
Джош: У меня было так же. В первый раз я увидел огненное представление в Гватемале. Мне понравилось, и я начал тренироваться. Не думал тогда, что это станет делом моей жизни, просто упражнялся. Через несколько лет стал относиться к этому больше как к цирковому искусству, исполнять различные трюки. И никак не могу остановиться это делать, так как жонглирование и работа с огнем бесконечны.
- Где вы учились огненному искусству?
Джош: Сначала мы занимались самостоятельно, потом стали искать учителей среди профессионалов из цирка. Огромное влияние на нас оказало артистическое окружение в Берлине. В самом центре города есть профессиональный тренировочный центр «Катакомбы», в котором упражняются жонглеры, акробаты, танцоры и другие перформеры. Высокий технический уровень этих артистов сильно мотивировал нас, подталкивая к постоянному совершенствованию.
Но в какой-то момент, куда бы мы ни пошли, мы сами становились учителями. Даже на крупнейшей Европейской жонглерской конвенции (EJC), где раньше обучались, стали преподавать. Мы хотели новых знаний и умений, поэтому отправились в Китай.
Валери: Мы поехали в Пекин, чтобы найти достойного учителя. В 2006 году мы обучались в Пекинском международном колледже искусств (Beijing International Art School) на цирковом отделении. Там мы осваивали специфические древнекитайские техники, такие как «фей ча» (fei cha) - работа с контактными шестами или «антипод» - жонглирование стопами.
- Чем вы занимаетесь, кроме огненного шоу?
Джош: На данный момент мы настолько развили технику владения различными шестами (staff), что больше можем не пользоваться огнем. Дело в том, что без огня нет ограничений в использовании предмета, мы можем полностью его задействовать в своих манипуляциях. Да, огонь был нашей страстью, но сейчас мы больше занимаемся контактным жонглированием.
- Самая большая площадка, на которой вы выступали?
Джош: Мы часто выступаем перед аудиториями численностью 5-10 тысяч человек. Принимали участие в гала-концертах Европейской жонглерской конвенции - крупнейшего международного мероприятия для артистов нашего жанра. Только участников на ней насчитывается около пяти тысяч, поэтому сами понимаете, насколько сложно попасть в число избранных для показательных выступлений.
Валери: Среди последних крупных массовых событий, на которых мы выступали, могу назвать мировой чемпионат по крикету в Южной Африке и мировой кубок по скачкам на лошадях в Дубае.
Джош: В американском городе Рино (Невада), представляющем собой маленький Лас-Вегас, мы сделали свое шоу из 20 номеров. На Feria Leon в Мексике мы давали три выступления в день, каждое из которых собирало до пяти тысяч человек.
- Как часто вы получаете травмы при работе?
Джош: Травмы для нас - постоянное явление.
Валери: Тем не менее два самых сильных ожога в своей жизни я получила не при работе с огнем, а при приготовлении еды. Помню, пришлось наложить бандаж, который я носила в течение двух недель. После выступлений к нам все подходили и с сочувствием спрашивали: «Как же так? Что случилось?», так как думали, что это профессиональная травма. А я просто пролила кипяток на руку. Но какие-то небольшие ожоги, конечно, случаются очень часто. Это мои мелкие сувениры (Показывает на мелкие шрамы от ожогов на руках.).
- Вы в первый раз в России. К тому же не в Москве или Петербурге, а во Владивостоке. Как вы решились приехать на этот «край света»?
Джош: Именно из-за того, что это край света, и решились. (Смеется.) Сюда сложно добраться, к тому же мы, как правило, очень заняты. Один наш друг был уверен и доказывал нам, что Россия простирается на территории, которая находится за Монголией. Мы решили, что нужно съездить и посмотреть, действительно ли это так. И вот мы здесь.
- Какие у вас впечатления от Владивостока?
Джош: К сожалению, у нас было очень мало времени, чтобы все здесь посмотреть. Внешне здания Владивостока очень похожи на то, что мы видим в Берлине. Раньше там было много русских, так что я не почувствовал большой разницы. В целом мы можем сказать, что Владивосток - очень гостеприимный город. Люди, с которыми мы общаемся на фестивале, - очень милые и дружелюбные. Фестиваль действительно хороший.
- Как вы оцениваете уровень участников фестиваля «Огни Востока»?
Джош: Что касается навыков контактного жонглирования, работы с реквизитом, то вынужден констатировать, что их уровень находится еще очень далеко от европейского. Однако при работе над шоу-номерами участники выкладываются полностью: они пробуют разные идеи, работают над хорошей слаженностью в коллективе. Когда их смотришь, чувствуешь, сколько сил было вложено в это дело.
- Нам сказали, что вы выступали с Цирком дю Солей?
Джош: Нет, это не так. Мы никак с ним не связаны. И, на мой взгляд, в Цирке дю Солей не особо хорошее файер-шоу. Не знаю почему. У них есть интересные артисты, но именно в работе с огнем они не столь развиты.