2020-09-25T09:20:41+10:00 2020-09-25T09:20:41+10:00

Театр им. Горького представит сегодня зрителю «Мастера и Маргариту»

Премьера пройдет 25, 26 и 27 сентября

25 сентября 2020, 09:20

Фото: Екатерина Дымова / PRIMPRESS
Фото: Екатерина Дымова / PRIMPRESS | Театр им. Горького представит сегодня зрителю «Мастера и Маргариту»

Уже сегодня, 25 сентября, во Владивостоке на сцене Приморского академического краевого театра драмы им. М. Горького состоится долгожданная премьера — спектакль по одноименному роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Корреспондент PRIMPRESS побывал на генеральной репетиции. Все как в день премьеры: флюиды волнения и азарта заполнили зал задолго до появления зрителей. Мы ждали эту премьеру пять долгих месяцев и даже больше.

Для российского зрителя роман «Мастер и Маргарита» Булгакова во все времена вызывал трепет и искреннее восхищение. Многослойный, многосмысловой, глубокий: роман-загадка, который манит, чарует и завораживает. И сколько бы ни пытался познать его, познать его до конца, пожалуй, невозможно... А теперь у жителей и гостей Владивостока есть прекрасная возможность к нему прикоснуться через постановку театра им. М. Горького.

Отметим, что постановка в данном случае не передает авторский материал от корки до корки. Это инсценировка, в которой время и пространство весьма эфемерны. Никаких резких переходов: только плавное течение и взаимопроникновение: вот Мастер читает свой роман, и эпизоды из него оживают. Он – творец, становится сторонним наблюдателем.

На идею эфемерности работает световое решение. Свет деликатно управляет вниманием зрителя, выполняя роль проводника, связывая эпохи, разрушая границы времени и пространства. В массовых эпизодах световой рисунок звучит как оркестр, поражая воображение количеством голосов и индивидуальным подходом к звучанию каждого. В более интимных эпизодах он звучит мягко, камерно.

Такая игра света вряд ли была бы возможна, если бы не грамотная поддержка сценографии: серебристые светоотражающие декорации и полупрозрачные занавесы позволяют создавать совершенно невероятные, порой фантасмагорические эффекты. На них работает и музыка, всепроникающая и всепронизывающая, будоражащая и волнующая, насыщенная, сочная, ощущаемая физически.

Поражает художественное решение костюмов. Они вроде бы отражают стилистические элементы представленных эпох и в то же время как будто бы «по мотивам». Впрочем, это играет на основную идею спектакля. Настоящая авторская находка – женские платья на балу Сатаны: строгая геометрия, грубая фактура и в то же время некоторая откровенность.

Созданные актерами образы – это история об ожиданиях и реальности. Какими видели героев культового романа Булгакова каждый из нас? Разными: чуть более суровыми, чуть более надменными, веселыми, печальными, трогательными или омерзительными. Мы видели их такими, какими рисовал жизненный опыт и воображение. И все же тональности обычно совпадают: вся разница, как правило, в оттенках и полутонах.

Мастер – гений, странный, сумасшедший, временами трогательный, временами жалкий и раздражающий. И все же гений. Боль, горечь, разочарование, человек, потерявший свет внутри, человек, готовый обратиться в прах, – такие впечатления и ассоциации вызывает Мастер Валентина Запорожца. Его герой не ощущает себя гением. Это человек, которого раздавили, на глазах у которого растоптали святое. Вероятно, поэтому он не заслужил Света, а заслужил покой.

Маргарита – олицетворение женщины вдохновляющей, деятельной и горячо, беззаветно любящей, готовой служить гению своего возлюбленного, быть во всем ему поддержкой и опорой, готовой на все ради него и потому счастливой. Героиня Валерии Запорожец поистине сильная женщина: на таких мир держится.

Воланда в очередь играют Владимир Сергияков и Николай Тимошенко. В одном случае глава «банды» нечистой силы предстает строгим, сдержанным и сосредоточенным. Движения его скупы, жесты холодны, но чувствуется сила, которую нет смысла демонстрировать. Она просто есть. Во втором случае элегантность и небрежность, как пыль в глаза, сбивают с толку, заводят в тупик и придают особый шарм главному представителю нечистой силы. Мудрый созерцатель и вершитель судеб, как в эпиграфе к роману: «Я – часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Прекрасна свита Воланда: обаятельный балагур Коровьев (Сергей Гончаров), задорный хулиган Бегемот (Михаил Клушин), обворожительная красотка Гелла (Александра Аубекерова) и суровый исполнитель особых поручений Азазелло (Сергей Лисинчук).

Понтия Пилата, как и Воланда, играют два артиста: Александр Славский и Михаил Марченко. Разные краски, разные оттенки, но драма одна – после знакомства с Иешуа мир прокуратора перевернулся. Бескомпромиссность и сила духа обращаются в терзания, сомнения и переживания. Горечь героя Александра Славского способна обжигать, огромных усилий ему стоит собрать волю в кулак: ведь он теперь другой. Пилат Михаила Марченко как будто бы стал сильнее, но что с этим делать, покажет время.

Узнаете себя?.. Об этом сегодня «Мастер и Маргарита», об этом и финальная сцена спектакля. «Свободен…», и маски сброшены, и сняты все запреты, ограничения и условности, и ощущение невероятного счастья жизни, своей, настоящей, в которой есть место героям романа на все времена, в которой есть место возможности просто обнять друг друга и сказать добрые слова. Артисты выходят на поклон не в костюмах, а в своей одежде, ведь главный герой – зритель. Все мы немного зрители и актеры в реальной жизни, и в каждом из нас есть образы, некогда созданные Булгаковым. Пожалуй, потому на протяжении нескольких десятилетий этот роман зачаровывает и влюбляет в себя читателя. Магия...

Новости партнеров

Культура