2019-04-26T12:08:45+10:00 2019-04-26T12:08:45+10:00

Дмитрий Сидорин: «Скандалы, конфликты, хайп, выборы, медийные войны – эти темы волнуют всех»

26 апреля 2019, 12:08

Фото: предоставлено Д. Сидориным
Фото: предоставлено Д. Сидориным | Дмитрий Сидорин: «Скандалы, конфликты, хайп, выборы, медийные войны – эти темы волнуют всех»

Бизнесменами становятся разные люди: одни целенаправленно идут к этому годами, другие начинают с нуля, а третьи приходят в бизнес из совершенно другой области знаний. «Физик. Бизнесмен», - так характеризует себя Дмитрий Сидорин, специалист по управлению репутацией в Сети. Что это такое и с чем это едят, он рассказал в интервью корр. PRIMPRESS.

Дмитрий Анатольевич Сидорин. Родился в 1985 г. в Макеевке Донецкой области. В детстве жил в поселке ученых Агудзере (пригород Сухуми). На Украине окончил пять классов. В 1996 г. переехал в наукоград Дубна Московской области.

- Дмитрий, вы прошли достаточно непростой путь от студента-физика до бизнесмена и бизнес-тренера. С чего все началось?

– Будучи студентом-физиком, я фанател от того, что делал. Деньги тогда не имели никакого значения. Банально был рад тому, что имел общежитие, был медалистом.

В это время развивается Интернет, и я начинаю понимать, что ученый получает не очень много в России. Делает действительно крутые штуки, но получает мало. Первое, куда я отклонился от науки, – это продажи, просто продажи сотовых телефонов. Салон «Беталинк» через дорогу от «Евросети» – работа и работа. Продаешь телефоны – получаешь премию. Именно там у меня появилась первая жилка общения. Продажи дали мне важные навыки. Я научился говорить, убеждать, слушать и задавать вопросы.

- А каким образом вы перешли в интернет-сферу?

– Примерно на третий месяц моей работы в салоне связи ко мне пришел мой друг из веб-студии, чтобы купить телефон, и сказал: «Слушай, ты классно продаешь телефоны, может, у тебя получится продавать сайты?» А мне все равно, что продавать. Это же так легко и интересно. Рассказываешь человеку про продукты – он покупает. Так я оказался в веб-студии и начал узнавать, что такое сайты, системы управления, верстка, дизайн и так далее.

Когда узнал, что такое сайт, сразу возник логичный вопрос: а что с ним делать? Сайт – это инструмент маркетинга, его надо продвигать. Я начал читать про рекламу и через некоторое время в этой веб-студии открыл отдел рекламы.

Вот так, потихоньку наука отходила все дальше. Иногда я возвращался, преподавал физику, математику, но свое применение нашел в другой сфере.

- Ваша компания Sidorin Lab довольно известна в своей области. Как было положено ее начало?

– Найдут или не найдут Бозон Хиггса? Раньше это был вопрос жизни для меня, а в итоге дошло до того, что я упустил момент, когда его реально нашли. Продажи меня увлекли, увлекла тематика современных технологий, Интернет и годы работы в чужих компаниях. В какой-то момент что-то щелкнуло, и я подумал, а почему бы не пойти в налоговую, скачать какой-нибудь шаблон устава, придумать название, купить домен, выкатить туда сайт, сказать, что я компания, и попробовать найти нового клиента. Так началась компания Sidorin Lab.

Что бы я ни делал, хотел, чтобы это было на грани нового, инновационного. Если это новое, то можно делать лучше всех. Старое делать лучше всех не получится.

На одной из конференций меня спросили, могу ли я прочитать доклад о чем-то новом. Это было лет 7-8 назад. И я сказал, что да, могу.

- Речь идет об управлении репутацией в Сети?

– Да, именно. Точнее тема звучала так: «Управление репутацией в Интернете». Я даже толком не знал, о чем будет доклад. Придумывал услугу, упаковывал все свои навыки в новую подачу, думал, как бизнес может оценить то, что люди думают о нем. То, как живет мир отзывов и рекомендаций, как люди советуют друг другу, как это устроено, как это измерить, можно ли на это влиять. Обрисовал, выступил, прочитал, доклад и получил два первых контракта на услугу, под которую потом придумывал дополнительное соглашение к договору, техническое задание, сколько это может стоить. Прошло время, и сейчас моя компания - это множество сотрудников, которые занимаются вопросами репутации.

- А что именно они делают? Защищают вашего клиента в Сети, в комментариях или на сайтах-отзовиках?

– Мы занимаемся управлением репутацией в Сети, анализируем скандалы, предотвращаем их, пресекаем информационные атаки. Мы можем оценить, кто лучше – McDonalds или Burger King, Mercedes или Lexus, лучше Aeroflot лететь или S7, в Сбербанке лучше открыть вклад или в Тинькофф-банке? Отцифровывать, проанализировать отношение миллиона людей к брендам, компаниям – серьезная работа. Мы анализируем отношение к конкурентам, помогаем выстроить стратегию присутствия в Интернете.

- Планируете создавать новые направления вашего бизнеса или открывать офисы по России или за пределами страны?

– На Новый год я выступил перед сотрудниками и сказал, что еду в Гонконг. Коллеги покрутили пальцем у виска, а уже через месяц я был в Гонконге, выбрал офис, нанял первого сотрудника, сейчас мы регистрируем компанию и уже выбрали название, которое я вам пока не скажу. На международный рынок мы пойдем под другим названием. Позже откроются филиалы в Германии, Америке, Южной Америке, Испании.

- Тогда у вас будет больше конкурентов.

– А мы их всех уже изучили, нашли игрока номер один в мире – это Reputation.com. Они являются для нас образцом. Стоимость их компании – 500 млн долларов, оценка нашей компании – 10 млн долларов. Разница в 50 раз, но по выручке мы не сильно отстали. Чтобы сравняться с ними по объемам, нам надо не так сильно прирасти в клиентах и контрактах. Нам не хватает только международности, технологичности, и надо отделаться от всяких понижающих коэффициентов страны.

- А как тогда вам удалось достичь такого результата?

– Наша отрасль очень тяжелая в этом плане. Во многие крупнейшие интернет-агентства России никто пока не инвестировал, они так и живут десятилетиями. А в нас инвестируют, значит, мы придумали что-то новое, значит, в нас поверили, значит, скандалы, конфликты, хайп, выборы, медийные войны – это тема, и это будет волновать всех.

Мы понимаем, если есть в США Reputation.com, где тысяча сотрудников, 500 млрд долларов стоимость компании, значит, мы далеко еще не на пределе рынка.

Наша компания выросла в России, где репутация не имеет особого значение. Пусть хоть все сгорит, главное – бабок срубить! Вот девиз многих у нас. Бизнес здесь только начинает понимать: либо клиент тебя любит, либо ты закончишь. Современные бизнесмены становятся все внимательнее к людям. Маркетинг начинает вращаться вокруг людей, а не вокруг бабок. Ты должен угодить, иначе клиент тебя покроет матами и к тебе больше никто не придет.

- Есть примеры, когда один неугодный клиент может подпортить репутацию компании? И как вы будете с ним бороться?

– Скажем, есть у тебя 10 тысяч подписчиков в Instagram. Если на ресепшене в отеле ты ругаешься и просишь поменять номер экономкласса на люкс якобы из-за тараканов, то тебе его поменяют. Иначе ты можешь выложить сторис или пост, все это прочитают и не пойдут туда. Или ты зайдешь на сайт Booking.com, где поставишь лишь одну звезду. Это реально может привести к тому, что долгое время в этот отель никто не придет.

Чтобы отслеживать это, правильно реагировать, правильно оценить, нужны технологии, инструменты. Вдруг из десяти тысяч подписчиков в Instagram все накрученные боты, которых он купил? А может, это реальные люди? Тут много нюансов – работа интересная и большая. Это только одно из проявлений того, как в Интернете происходит.

- А ситуации посерьезнее?

– Например, 20 тысяч обиженных вкладчиков узнают об отзыве лицензии банка. Они все начинают обрывать горячие линии, пишут во всех соцсетях. С ними надо постараться поговорить, иначе их гнев будет превращаться в безумство.

Об этом надо знать чуть раньше. Важно заметить развитие информационного шума. Все начинается с одного, двух, трех постов. Не сразу же тысяча человек написали, и это стало популярно. Все равно все развивается поступательно, от одной точки, от одного поста и начинается эта лавина. Чем раньше ты ее зафиксировал, тем раньше ты можешь проанализировать ее скорость, предотвратить ситуацию, написать опровержение, если это, конечно, фейк.

Кстати, из-за фейков у банков может начаться отток вкладчиков, капитала, хотя ничего, по сути-то, не случилось. А текст уже пошел в печать, это уже не остановить. Все тиражи не изымешь, не сожжешь. Услуга «управление репутацией» обошлась бы им дешевле. Главное, все это предвидеть, оценить возможный ущерб, показать клиенту, как будет в худшем случае.

- А вы беретесь за всех клиентов? Ведь бывают случаи, когда уже ничего не исправить.

– Да, есть такие клиенты – «политические трупы». Об этом мы им говорим сразу же. Если там 99%-ная отставка, то мы не беремся. Конечно, мы можем дать рекомендацию, как жить с этим дальше, что делать сейчас, куда пойти потом. Как надо прибраться, чтобы негативный шлейф не оставался за вами десятилетиями. Может, какую-то статью дать, чтобы скандал замялся.

Ведь тут еще что интересно: если человек – политический труп, то он может потянуть за собой друзей, правильно? Можем предложить такой вариант: а давайте обезопасим ближний круг. Если в компании случился скандал, вы потеряли клиента и его ближний круг, то мы можем сделать так, чтобы вы не потеряли остальных.

- Чем вы вдохновляетесь и кто является для вас примером для подражания?

– Одна из первых книг, которую я люблю и перечитываю, – это «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. Про послушника, который мечтал о свободе, он считал, что лучше несколько ярких дней на воле и смерть, чем монотонная жизнь в плену.

Если говорить о бизнесе, то на меня влияли яркие личности, такие лидеры, энергеты. Они не очень системные, может, люди, но любили то, что делали. Где-то даже не считали выручку и прибыль: тот же Стив Джобс. Именно он дал душу своей компании, казалось бы, в обычной отрасли «компьютеры и техника».

Из современных бизнесменов, наверное, Оскар Хартман. Живя в Германии, имея хорошую работу, семью, он сказал: а поехали в Россию делать стартап. Это олл-ин языком игроков в покер. Все удивились. Он взял и сделал и справился. Вот такие безумцы.

- Остались ли в Интернете еще ниши для развития?

– Везде есть продолжение: в столе молекулы, а в них атомы, а что в атоме? Ядро, электроды, в ядре протоны, нейтроны. А что в протоне? Кварки. А что в кварке? Одномерная струна. Для одних он стол и стол – это простой мир. Здесь нет материи, здесь столько энергии. Мы живем в мире и ничего о нем не знаем. Также и в Интернете. Главное – искать и искать, как только ты остановился, все тогда, для тебя Интернета уже нет.

Новости партнеров

Интервью