Узкие переулки и придомовые проезды нередко становятся причиной скандалов у владивостокских автомобилистов. В лучшем случае несговорчивые водители огласят окрестности протяжным гудением, в худшем – поругаются и соберут за собой пробку из таких же товарищей по несчастью. А иногда выяснение, кто прав на дороге, переходит в сферу физического насилия.
Переулки и дороги вдоль многоквартирных домов – те места, где, кажется, о правилах дорожного движения забывают, руководствуясь принципом: «Кто успел, тот и прав». Но иногда даже езда по правилам не в силах спасти водителя, непривычного к местам, где действуют свои, неписаные законы. Один из таких спорных участков дороги в самом центре города – Краснознаменный переулок, связывающий улицы Фонтанную и Семеновскую. Узкая дорога тянется вдоль жилых домов и офисов и всегда запаркована автомобилями, за счет чего движение по ней возможно лишь в одну сторону. Желающие миновать петлю одностороннего движения заезжают в переулок с Фонтанной. Однако не пройдет и часа, как кто-то попытается свернуть в переулок с Семеновской и оказывается неприятно удивлен потоком машин, надвигающимся с противоположной стороны. Иной раз погудят и разъедутся, а бывает, одним неловким столкновением (как правило, при попытке сдать назад) блокируется весь переулок, и в заложниках ситуации оказываются с десяток автомобилей. Но знаков о том, что проезд запрещен, или предупреждения об одностороннем движении на въезде в переулок нет. О том, что дорога по факту односторонняя, узнают водители только на своем печальном опыте.
Таких проулков и переулков во Владивостоке не один и не два. Местные жители смело ориентируются в них, но заезжий может попасть в неприятную ситуацию. Разъехаться можно вежливо, а можно поскандалить. В начале марта во дворах на улице Гульбиновича один из упрямых водителей попытался разрешить вопрос с помощью насилия. Под окнами жилых домов развернулась сцена, словно из американского гетто, – автомобилист пошел на своего оппонента то ли с палкой, то ли с битой. К счастью, никто не пострадал, по крайней мере физически. И это не редкость: соцсети приморцев пестрят видео- и фотодоказательствами агрессивных разборок на узких дорогах.
Примечательно, что такие ситуации, когда нет никаких дорожных знаков, правила дорожного движения не регламентируют. Тут действует только сознательность самих автомобилистов.
Наш эксперт, автомобилист с многолетним стажем и инструктор автошколы Александр Михайлов, в таком случае советует спокойно обсудить с водителем встречной машины, кто кому уступит. Некоторые водители, руководствующиеся здравым смыслом, а не эмоциями, все же оценивают ситуацию адекватно. Бывает, что кому-то проще сдать назад несколько метров, чем другому спускаться вниз по узкой, слабоосвещенной дороге вечером, стараясь не задеть припаркованные машины.
- Часто встречаются ситуации, которые ПДД не регламентируют, к примеру, узкие проезды между дворами, где машины разъезжаются всегда с трудом, а дорожных знаков никаких нет. В этом случае правила не дают преимуществ ни одному, ни другому участнику движения. И из собственного опыта скажу, что, подъезжая к такому участку дороги, я смотрю, нет ли того, кто движется мне навстречу. Если нет, то быстро проезжаю. Если автомобиль ко мне выезжает на середине пути, то в этом случае я лично предпочитаю выйти и с водителем встречной машины обсудить, кому легче уступить, сдать назад. Проще потратить несколько минут на диалог, чем не пропускать, лезть вперед, не дай бог поцарапать чужую машину и часами ждать ГИБДД, - считает наш собеседник.
Однако есть случаи, в которых можно положиться на правила дорожного движения.
- Большинство дорог рассчитаны на то, чтобы два автомобиля беспрепятственно разъезжались. Но проезд бывает затруднен или из-за того, что одна или обе стороны дороги запаркованы другими авто, или из-за сваленных куч снега зимой. Из-за этого дорога сужается. Согласно правилам дорожного движения, в таком случае дорогу уступает тот автомобиль, у которого на полосе препятствие. Затрудненный разъезд часто бывает на крутых спусках и подъемах. В таком случае водитель, который идет на спуск, уступает дорогу тому, кто идет на подъем, - объяснил автоинструктор.