Торговая сеть «Пятёрочка» в 2024 году передала свыше 1,1 тысячи тонн продуктов питания для 570 тысяч нуждающихся, помогла 1,5 тысячам россиян вернуться домой, собрала более 29 миллионов рублей на лечение 38 детей с тяжёлыми заболеваниями и провела ЗОЖ-олимпиаду для 225 тысяч школьников. Все это было сделано в рамках реализации социальных проектов, направленных на помощь людям, содействие здоровому образу жизни, развитие инклюзивности, поддержку местных сообществ и защиту окружающей среды. Ритейлер также обновил платформу «Пятёрочка с заботой».
Оказываем продовольственную помощь
В 2024 году значительно расширилась география проекта по фудшерингу, направленная на безвозмездную передачу продуктов с подходящим сроком годности и сокращение пищевых отходов. В частности удалось охватить все торговые точки ритейлера в Мурманске. К концу года к проекту подключилось 98 магазинов «Пятёрочка». По сравнению с 2023 годом общее число благополучателей выросло на 60% — 112 тысяч человек, а объём переданных продуктов увеличился в пять раз — до 223 тонн.
При поддержке благотворительного фонда «Выручаем» продолжил свою работу и соцпроект «Корзина доброты». Приобретая продукты в магазинах у дома, гости торговой сети жертвуют их в пользу одиноких пенсионеров, семей с детьми, людей с ограниченными возможностями здоровья, а также бездомных животных. «Пятёрочка» по итогам 2024 года увеличила на 45% объём продовольственной помощи (до 921,1 тонны), который был передан 389 тысячам нуждающихся, из них 71 тысяча – это многодетные семьи. Самые высокие результаты по сумме продуктовой поддержки показали Тульская область (119 тысяч рублей), Краснодарский край (73 тысячи рублей), Воронежская область (70 тысяч рублей), Липецкая область (49 тысяч рублей) и Ростовская область (48 тысяч рублей). В продовольственных марафонах приняли участие 82 тысячи волонтёров, из них 10 тысяч — это сотрудники «Пятёрочки».
«Корзина доброты» также помогла 28 приютам, в которых проживают порядка 8,8 тысяч кошек и собак. Число коробов для пожертвований, расположенных в магазинах ритейлера по всей стране, по сравнению с 2023 годом выросло почти в два раза – до 193. Для бездомных животных было собрано 16 тонн корма (рост +50%).
Спасаем жизни детей
«Пятёрочка» на протяжении 10 лет активно развивает благотворительный проект «Конфетка доброты», помогающий тяжелобольным детям. Так, пять рублей с продажи каждого леденца на палочке в магазине сети перечисляется в фонд «Линия жизни» на оказание необходимой медицинской помощи. Общий объём финансовой поддержки в 2024 году составил 29,3 миллиона рублей (рост +67% к 2023 году). Они были направлены на лечение 38 детей из 27 регионов России.
Заботимся об обществе
В 2024 году количество «Центров местного сообщества» (ЦМС) выросло с 1350 до 5000 в 67 регионах страны. В течение года было проведено 12,4 тысячи социальных и культурных мероприятий, в которых приняло участие более 9,3 миллионов человек. Наиболее значимыми стали: «День соседей» (180 тысяч), «День поэзии» (105 тысяч), фестиваль «Старшие в деле» (более 88 тысяч), а также серия инклюзивных инициатив ко Всемирному дню инвалидов (более 30 тысяч). Также был запущен Всероссийский конкурс соцпроектов «Отличные соседи» с общим грантовым фондом 6 миллионов рублей. Его цель – поддержать инициативы, которые сделают жизнь в российских дворах и районах более комфортной. В прошлом году 61 из 379 проектов получил финансовую поддержку.
Благодаря проекту «Островки безопасности», направленному на помощь потерявшимся или дезориентированным людям, в прошлом году удалось вернуть домой порядка 1,5 тысяч человек, в том числе 57 детей и 17 человек, нуждавшихся в срочной медицинской помощи.
Совместно с «Центром Поиска Пропавших Людей» и «ЛизаАлерт» были проведены «Уроки безопасности» для детей 5-11 лет. В них участвовало более 41 тысячи школьников, около 4,9 тысячи педагогов и порядка 3,3 тысячи родителей, а образовательная программа масштабировалась на 12 новых регионов. Совместно с партнёрами в Уфе было выдано более 4 тысяч «Браслетов Амулетов», в которые встроена NFC-метка с информацией о владельце, его особенностях здоровья и телефонами близких родственников.
Учим здоровому образу жизни
Торговая сеть запустила в октябре 2024 года новый раунд бесплатного образовательного проекта «Школа питания», направленного на осознанный подход к выбору сбалансированного питания и формирование здоровых привычек среди учащихся 1-11 классов. К проекту подключилось свыше 45 тысяч школьников, а зарегистрировалось более 4,5 тысячи учебных заведений из разных уголков РФ.
Проведена «Здоровая Олимпиада» — первое в России собственное интеллектуальное онлайн-соревнование для школьников, в которой приняло участие около 225 тысяч человек.
Развиваем инклюзивную среду
В прошедшем году «Пятёрочка» в рамках инклюзивной программы совместно с проектом Everland представила справочное пособие «Магазин для всех: практическое руководство по инклюзивной трансформации ритейла». Цель документа – создание безбарьерной среды и обеспечение равных возможностей для сотрудников с инвалидностью.
Разработаны комплексные процессы рекрутинга и адаптации сотрудников с нарушением слуха внутри компании. Персонал обучили способам эффективной коммуникации с глухими и слабослышащими, разработан алгоритм вовлечения в профессию, который включает в себя практико-ориентированную экскурсию для соискателей с инвалидностью по слуху с привлечением переводчиков РЖЯ и дальнейшее трудоустройство. Для работников с нарушением слуха выделена отдельная должность «Продавец продовольственных товаров», а также создана специальная униформа для комфортного взаимодействия с покупателями. Подписано соглашение о сотрудничестве с «Всероссийским обществом глухих».
Думаем об экологии
Собственные торговые марки сети переведены на новую экологичную упаковку с маркировкой «Лесной эталон»: в перерабатываемой таре стало выпускаться около 58% СТМ и 96% готовой еды собственного производства.
Ритейлер магазинах сети и распределительных центрах нарастил с 3,3% до 4% долю используемой чистой энергии через возобновляемые экологически чистые ресурсы.
C 19,2% до 20,5% увеличился объём передаваемой продукции в фермерские хозяйства, потерявшей товарный вид до истечения срока годности. Так удалось существенно снизить долю пищевых отходов, отправляемых на полигон, и уменьшить число вредных выбросов углекислого газа.
Масштабируется проект с электрозаправками (ЭЗС), нацеленный на сокращение вредных выбросов в атмосферу и на ответственное потребление. За год торговая сеть установила 23 ЭЗС на территории своих магазинов в Москве, Перми и Санкт-Петербурге, при этом заняв 10% рынка зарядных станций в северной столице.
Все инициативы торговой сети входят в общую стратегию по устойчивому развитию X5 Group.