Крупнейшая плавбаза в мире «Владивосток–2000», конфискованная у крабопромышленника Дмитрия Дремлюги и проданная на аукционе фактически за бесценок, находится сейчас на самом известном кладбище кораблей – в порту Аланг. Об этом свидетельствуют данные MarineTraffic – проекта, который предоставляет информацию в реальном времени о движении и текущем местоположении судов.
Аланг – город в Индии на побережье Аравийского моря, где живут и работают 40 тыс. человек. И все они заняты в разделке старых, отслуживших свой срок судов на металлолом. Аланг называют самым большим кладбищем кораблей в мире, потому что ежегодно, начиная с 80-х годов и по сей день, здесь разрезается на металл около 600 судов в год. В том числе и дальневосточные.
Например, в начале 2024 г. из России была уведена плавбаза «Петр Житников» (ее последнее название «Царь»). По последним данным, плавбаза входила в состав НБАМР. Предприятие несколько лет назад приобрело судно у компаний, подконтрольных как раз Дмитрию Дремлюге, и произвело его модернизацию. Чтобы наладить рентабельное производство. Но не удалось.
И вот утилизационная участь теперь, судя по всему, ждет и «Владивосток 2000». Обращенную в доход государства плавбазу продали летом текущего года. Новым владельцем стало ООО «АвтоБизнесКонсалт», конечным бенефициаром которого считается Сбербанк.
Плавбаза ушла с молотка с четвертого раза. Изначально ее выставляли на продажу за 2,1 млрд руб. Со второй попытки его пытались продать уже за 1,48 млрд руб., с третьей – за 845,9 млн руб. В итоге судно ушло за 274,4 млн руб. После чего «Владивосток 2000» переименовали в DIVO, а также сменили на нем российский влаг на флаг Коморских островов.
«Владивосток 2000» принадлежало ООО «Пасифик Марин Тролерз» (Pacific Marine Trawlers Ltd.), связанному с предпринимателем Дмитрием Дремлюгой. Он приобрел плавбазу в 2018 г., тогда она называлась Damanzaihao и была выставлена на продажу в связи с банкротством China Fishery (холдинг Pacific Andes).
Плавбаза была предложена фирме DVS-R (Сингапур, контролировал которое опять-таки Дмитрий Дремлюга) вместе с еще одним судном. По некоторой информации, сумма сделки могла составить не менее 18 млн долларов. Именно через DVS-R рыбный магнат когда-то контролировал «Дальморепродукт», сейчас 72,9% акций предприятия принадлежит ООО «Владконэк».
Контроль DVS-R над «Дальморепродуктом» и еще рядом рыбодобывающих компаний стало причиной конфискации судна по иску Генпрокуратуры в связи с тем, что ФАС признала их нарушителями закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Надзорное ведомство сочло, что подконтрольные Дремлюге юридические лица нанесли ущерб государству выловом биологических ресурсов по недействительным договорам на доли квот на 4 млрд руб.
«Владивосток–2000», судно длиной 228 м, считается самой крупной плавбазой в мире, она способна переработать до 2 тыс. тонн рыбы в сутки. Судно было построено в городе Йокогама в Японии как танкер, но впоследствии было переоборудовано под переработку рыбы. За многолетнюю историю плавбаза сменила несколько хозяев и имен, известность получила под названием Lafayette, когда стала «чудовищной фабрикой по уничтожению остатков ставриды» в южной части Тихого океана.
В 2009 г. траулер купил Pacific Andes и передал под управление ООО «Кредо – Инвестиционная компания» (г. Москва). До Дремлюги «Владивосток 2000» ходил под флагом Перу.