С 1 октября 2024 года в России произошло очередное повышение утильсбора. В этот раз правительство страны увеличило сумму на 70–85%, что ожидаемо приведет к повышению цен. О пугающей стоимости, которую достигнут автомобили после индексации, рассказали эксперты, сообщает PRIMPRESS со ссылкой на деловой еженедельник KONKURENT.RU.
По словам специалистов, на данный момент порты завалены машинами, а через границы ввозят рекордное количество автомобилей, и спрос только растет. Виной всему то, что в ожидании очередного повышения утильсбора люди стремятся как можно быстрее оформить транспортные средства, пока не выросли платежи. Однако вместе с этим в дальнейшем ожидается серьезное увеличение цен.
Эксперты отмечают, что стоимость автомобилей вырастет на сумму утильсбора и на 30% сверху, что напрямую связано с дополнительными тратами продавцов. Соучредитель компании ARCars Антон Рябов подчеркнул, что коснется это как новых автомобилей, так и имеющих пробег.
«Я еще ни разу не наблюдал снижения цен на автомобильном рынке России. Цены на машины и так уже очень высокие, казалось бы, куда еще расти? Но очевидно, что стоимость вновь увеличится. Те, на кого распространяется нововведение, поднимут цену на сумму утильсбора плюс процентов 30 от него. Остальные тоже не останутся в стороне», – говорит Антон Рябов.
Специалисты считают, что все решения на авторынке России, принятые в последние годы, в том числе и повышение утильсбора, ведут в худшую сторону. Люди, занимающиеся перепродажей, будут вынуждены поднять цены на автомобили ровно на размер утильсбора, и платить больше по итогу будет покупатель.
«Очередное повышение утильсбора уже не стало потрясением. Стоимость «вторички» подтянется за импортом. Все взаимосвязано. Чтобы купить другую машину на рынке, нужно продать свою подороже. Вот и вся логика», – говорит директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский.
Повышенный спрос и цены, в свою очередь, приведут к снижению количества автомобилей на российском авторынке, считают эксперты. Из-за выгоды станет популярнее ввоз автомобилей под заказ, попадающий под льготный утильсбор, что, возможно, заставит уйти из этой сферы деятельности предпринимателей, занимающихся перепродажей, – скорее всего, они не выдержат конкуренции с крупными дилерами.
Для обозначения роста цены эксперты приводят в пример пугающие цифры, которые могут стать реальностью в долгосрочной перспективе, – авто 2-3 литра ждет повышение до 2 миллионов 366 тысяч рублей после 2030 года. Такой результат получается исходя из расчета утильсбора малолитражек (1–2 литра) – после 1 октября он вырастет с 306 до 556 тысяч рублей. Предположительно, в 2030 году он уже составит 1 миллион 172 тысячи рублей, и зависеть это будет от размера двигателя, а в дальнейшем ожидается больший рост.
При этом пока увеличение утильсбора не затрагивает электромобили и гибриды, но оно наступит уже 1 января 2025 года и окажет еще большее влияние. Коэффициент вырастет с 1,63 до 33,4, то есть в 20,5 раза. Это значит, что вместо нынешних 33 тысяч за новый или б/у до трех лет электромобиль придется уплатить 667 тысяч рублей. За экземпляр старше трех лет – 1 миллион 174 тысячи вместо 122 тысяч рублей.