Алексей Маслов – российский востоковед, специалист в области китайской цивилизации и современных социально-экономических и политических процессов в странах Азии, доктор исторических наук, профессор в интервью Марии Стеблянко дал советы приморскому бизнесу о том, как работать с Китаем.
Во-первых, считает эксперт, надо хорошо понимать, что китайский рынок не просто изменился, он меняется и будет меняться очень динамично.
«Например, поощрительные меры на территории Китая принимаются раз в две–три недели! Что делают грамотные зарубежные бизнесмены? Они смотрят списки, которые публикуются на сайте Министерства промышленности Китая, и говорят: «О! Вот здесь открылась маленькая промышленная зона. Надо туда быстро бежать, потому что лет на пять мы получим обнуление по налогам». Надо оперативно отслеживать ситуацию. То, что вы читали о Китае еще три–четыре месяца назад, забудьте. Надо читать заново!» – говорит Маслов.
Во-вторых, отмечает специалист, надо хорошо понимать, что приграничная торговля старого образца – когда кто-то закупал товары в Китае, вез в Россию или, наоборот, из России в Китай, – изживает себя. Надо выходить на китайские электронные торговые площадки. Это и крупные «Джи Ди» и «Тао-Бао», и более мелкие – их десятки.
«Не надо постоянно гонять товар туда-сюда, потому что можно заранее принимать заказы. Если вы хотите, чтобы о вашей продукции — неважно, это мебель или продукты питания, – знали в Китае, вам надо выходить и активно работать в китайских социальных сетях. Их десятки, и появляются новые. И все продвижение товара идет не как раньше через дистрибьютора, а через блогеров. Лайф-стрим сейчас в Китае в области бизнеса играет главнейшую роль. Вы можете потратить от каких-то сотен до миллионов долларов на продвижение, и взлет продукции будет огромный. Изучайте, как по-настоящему устроен рынок», – советует востоковед.
В-третьих, если речь идет не о малом и среднем бизнесе, а о среднем и крупном, Алексей Маслов советует открывать свой бизнес внутри Китая.
«Раньше было достаточно того, что вы заключили договор и торгуете, ездите друг к другу. Сегодня это уже не пройдет. Сегодня нужно держать свою штаб-квартиру, представительство, компанию, через которую действуете. Тогда ваше предприятие может получать от китайских банков дешевые кредиты. Сегодня они, например (на момент, как мы с вами говорим) – 2,5–3%. Это очень выгодно. Но надо понять, как это все работает. И поэтому последний, он же самый первый совет: постоянно изучайте реалии китайского бизнеса! Не опирайтесь только на свой личный опыт. Потому что ваш опыт всегда очень частичный. У человека, который десятилетиями торговал текстилем из Китая или, наоборот, продавал мебельные плиты в Китай, есть опыт только в этой области. Смотрите более широко! Не бойтесь приглашать консультантов, заказывать экспертизы. Сегодня ни одна серьезная компания не заходит в Китай без мониторинга китайского рынка, без изучения тенденций. У нас сейчас появилась значительно большая возможность глубже зайти в Китай из-за ухода западных компаний. Поэтому, если мы не воспользуемся этим окном в течение года, я полагаю, все вернется на круги своя и вместо россиян и американцев придут, например, малайцы или другие коллеги из Юго-Восточной Азии. А бизнес – это всегда использование возможностей», – заключает эксперт.