Многие люди любят видеоигры за возможность примерить на себя роль того, кем в жизни быть не получается или не позволяет закон: бравым полицейским, солдатом или гением преступного мира. Это может дать и небольшая игра, прохождение сюжета в которой не займет много времени, но есть сетевые проекты, дающие больше вовлечения и построенные на взаимодействии с другими игроками. Нередко эти игры требуют от человека десятки часов времени, если он хочет достичь реальных успехов в виртуальном мире. Как симуляторы жизни отнимают у геймеров время и почему людям приходится заходить в видеоигры как на работу, изучил корреспондент PRIMPRESS.
Игры, считающиеся «симуляторами жизни», носят это название не просто так. Как правило, это виртуальные миры, в которых разработчиками смоделированы целые города (как российские, так и зарубежные), где существуют внутренняя экономика и власть. Игроки могут быть как рядовыми жителями города, работать таксистами или фермерами, так и двигаться к чему-то большему, например, вступать в госорганизации, начинать политическую карьеру. Такой процесс называется RP (англ. Roleplay – ролевая игра), и он строится вокруг взаимодействия людей друг с другом. Геймеры из разных уголков планеты могут собраться на одном сервере, чтобы сходить в клуб, погонять на виртуальных дорогах или открыть совместный бизнес.
Основная суть Roleplay-процесса – отсутствие персонажей, управляемых искусственным интеллектом. Ситуации моделируются только игроками, а потому действия, решения и поступки зависят от желания и настроения геймеров. По этой причине многим и нравятся подобные игры.
Что это за игры и почему они требуют постоянной активности?
Сам по себе Roleplay – необычное явление, интерес к которому легко объяснить: здесь нет персонажей, управляемых искусственным интеллектом, и игроки самостоятельно придумывают себе героя, от лица которого общаются с другими выдуманными персонажами. Кроме того, здесь, как и в жизни, можно работать, учиться, проводить время с друзьями и заниматься разными хобби, хотя все очень упрощено.
Одна из самых популярных игр, которые созданы для ролевой игры, – SA:MP или же San Andreas MultiPlayer (18+). Действие происходит в виртуальных аналогах Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Лас-Вегаса, где пересекаются тысячи игроков. Здесь пользователь выбирает сервер для игры и может проводить на нем время полностью бесплатно, за исключением возможности купить какие-то внутриигровые бонусы за реальные деньги.
Сама ролевая игра как явление дает простор для фантазии и не требует от человека ничего, кроме желания и интереса, но среди множества маленьких и не самых популярных серверов, созданных любителями, есть и поставленные на поток полноценные бизнес-проекты – сети игровых платформ с форумами и магазином, существующие долгие годы. И они требуют от игрока настоящего вовлечения.
Каждый человек, заходящий в игру на популярный сервер, начинает с нуля – у его персонажа нет уровня, навыков, денег и знакомств. В этот момент игра представляет собой огромный неизученный мир, исследовать который интересно, но в какой-то момент хочется двигаться дальше, вступить в организацию или устроиться на работу. Здесь геймер и встречается с первыми ограничениями.
Для вступления в организацию требуется наиграть определенное количество часов (обычно около 20-30). Эта система логична: она отсеивает случайных игроков, создавая поле для моделирования ситуаций тем, кто в этом реально заинтересован. Однако при дальнейшем углублении становится ясно, что требуется не просто играть, а проводить в онлайне множество часов.
Например, при устройстве на работу врачом игрок, как и в жизни, начинает с простой стажировки и выполнения базовых задач в роли медика-практиканта. Для дальнейшего повышения нужно делать дополнительные, но все еще простые задания: показать начальству, роль которого выполняют такие же живые игроки, чему ты научился, сдать устный тест, выполнить какую-то норму и так далее. Затем от геймера требуют не просто проводить время в игре, а писать отчеты о проделанной работе на форум, где нужно отдельно зарегистрироваться. Для этого нужно заходить в игру, фиксировать выполнение внутриигровых задач, а затем публиковать это на сайте. Также требуется оформление с указанием всех своих внутриигровых данных и списком выполненных дел. После этого нужно ждать, когда администрация или внутригровое начальство рассмотрит обращение. Выполнение всех этих требований не дает ничего реального взамен, а только увеличивает шанс на повышение в игре.
«Для получения повышения в одной из организаций я готовил еду по настоящим рецептам японской кухни. Я должен был описывать все свои действия во внутриигровом чате, включая чистку овощей. Каждый этап нужно было фиксировать и публиковать скриншоты на форуме. Это было интересно, я хотел продвинуться по карьерной лестнице», – рассказал PRIMPRESS один из опытных игроков Дмитрий.
Кажется логичным, что для закрепления в игре нужно быть достаточно опытным и понимать суть происходящего. С другой стороны, выполнять внутриигровую работу и отчитываться за выполненные действия, а после ждать понравится далеко не всем. Конечно, игрока не заставляют заниматься всем этим, если ему комфортно находиться на низкой должности, но тогда и продвижения по карьерной лестнице ждать не стоит.
Требования к людям, желающим занять высокую должность, доходят до настоящего абсурда. Если игрок все же проявил усердие и писал отчеты на форумах, хорошо показал себя и стал, например, главврачом или политиком, то игра для него представляет уже не просто способ отдохнуть, а накладывает настоящие обязательства. Например, согласно требованиям к желающим стать главой медицинского учреждения на одном из самых популярных игровых проектов, пользователь должен не только знать правила сервера, но и историю организации. Проверка знаний проходит как дистанционный экзамен: через общение с администрацией проекта в приложении для звонков. Во время созвона нужно рассказать о себе, почему вы хотите стать главой фракции и продемонстрировать знание требуемой информации.
Самое необычное и сомнительное требование: игрок должен проводить в игре не менее пяти реальных часов ежедневно. Если он не готов к этому, то высокая должность ему не светит. Если же стать лидером все же удалось, но норма не выполнена, после нескольких предупреждений администрация может просто заблокировать аккаунт на некоторое время и снять с должности за неисполнение обязательств.
Звучит сомнительно: иметь множество обязательств и требований, ничего не получая взамен, кроме возможного удовольствия от процесса игры. Играть или нет, решает каждый сам, но почувствовать себя опытным управленцем игроку без десятков свободных часов в запасе не получится.
Администрирование на RP-проектах
Пользователь, занявший в игре высокую должность в одной из организаций, ничего не получает за потраченные часы, но остается частью игрового процесса. Есть в играх с тематикой RP и еще более требовательная, но не самая благодарная работа – администрирование. Модераторы и администраторы – это уже не рядовые игроки, а персонал проекта, который обычно набирается из самых опытных и старых пользователей.
Несмотря на то что действие происходит в игре, кому-то нужно следить за порядком, и делают это администраторы. Они проверяют отчеты на форуме, следят за соблюдением правил, участвуют в созвонах и имеют еще более строгие обязательства. От игрока, выполняющего роль администратора, требуют полноценного вовлечения в жизнь проекта, выполнения рабочих процессов и публикации отчетов перед своим руководством.
Когда игры формата RP только набирали популярность, администраторы ничего не зарабатывали, кроме внутриигровой валюты, несмотря на кучу обязательств. Основной доход получали основатели проектов, но при этом недовольных почти не было, ведь формально персонал сервера тоже просто играл ради удовольствия. В последние годы с ростом популярности этого жанра и появлением огромных игровых серверов администраторы стали получать деньги, но небольшие – от 4 до 25 тысяч рублей в месяц при довольно серьезных нагрузках и с системой штрафов. Кажется, что получать деньги за игру – звучит неплохо, но речь идет о полноценном администрировании и обязательном уделении большого количества личного времени.
В чем феномен требовательности таких проектов
Другая популярная игра, построенная вокруг RP-процесса, – Arma 3 (18+). Аудитория в ней постарше, чем в SA:MP, но требования могут показаться обывателю не менее сомнительными. Например, вступая во внутриигровую организацию, нужно держать голосовую связь с товарищами по команде. Нередко какие-то мероприятия, встречи с представителями других фракций могут требовать срочности и обязательного присутствия. Обычно о таком предупреждают заранее, и, вступая в организацию в игре, человек понимает, что становится частью коллектива, пусть и виртуального. С другой стороны, должна ли игра становиться обязательством?
«Обычно о планах и задачах в игре предупреждают заранее, за сутки. Если ты не можешь или не хочешь присутствовать, то получаешь выговор, а после трех выговоров тебя выгоняют. Об этом, как и на работе, нужно предупреждать заранее. Бывает, что нужно срочно зайти в игру по звонку, если происходит какое-то событие», – рассказал геймер Дмитрий.
Резюмируя, можно сказать: феномен крупных RP-игр в том, что для развития и ощутимого продвижения они требуют работы. Геймер, желающий добиться какого-то прогресса, не может заходить по желанию пару раз в месяц и должен проводить за компьютером хотя бы несколько часов в день. При этом в его обязанности может входить написание отчетов, загрузка скриншотов и другое.
Важно подчеркнуть, что речь в первую очередь о требовании, выставляемом самой игрой, а не об игровой зависимости. Сотням геймеров нравится моделировать действия своего персонажа, а также самостоятельно придумывать ему историю, не стремясь занять высокую должность, и написать отчет на форум. Однако для многих это действительно превращается в работу, особенно если речь о школьниках и студентах с большим количеством свободного времени.