Популярный во Владивостоке международный кинофестиваль «Меридианы Тихого» отменен. На смену пришли театральные фестивали. Неужели кино во Владивостоке больше не будет? Исполнительный продюсер и руководитель кинокомпании во Владивостоке Валерия Мангушева в интервью корреспонденту PRIMPRESS рассказала о том, как на самом деле устроен «волшебный» мир кино в Приморье и чем жертвуют местные специалисты в погоне за кинобизнесом.
- Валерия, расскажите об уровне кино в Приморье. Кто и что здесь снимает?
- На самом деле уровень кино здесь все еще невысокий. У нас есть несколько творческих команд, которые пытаются на местном уровне снимать фильмы, но до большого проката они пока не доходят. Приморье в этом вопросе отстает от центральных регионов. Несколько раз в год приезжают команды из Москвы с большими кинопроектами, где местные специалисты принимают участие. Так как здесь нет полноценного обеспечения кинопроизводства, московские компании приезжают сюда снимать натуру, красивую природу, а основную часть снимают в павильонах в Москве. Очень важна государственная и административная поддержка, но она здесь «не прокачана». Сложно даже взять какое-нибудь разрешение, получить поддержку и пиар.
- С чем связан низкий уровень кинобизнеса на Дальнем Востоке?
- Проблем здесь несколько. Во-первых, это отсутствие специального образования и отсутствие возможности его получить. К 2025 году на территории Дальнего Востока будут открывать специализированные вузы. Мы надеемся, что если в следующем году появится возможность учиться киноспециальностям, то люди перестанут уезжать из родных регионов. Здесь нет работы, поэтому люди уезжают и не возвращаются. Я считаю, что в Приморье должна быть государственная киностудия, которая будет способна дать рабочие места для специалистов. Во-вторых, у нас не хватает той кинотехники, которая требуется для полноценного производства фильма. Даже если к нам приезжает московская съемочная группа, она берет с собой технику. Это дорого. Они бы с удовольствием брали технику тут, но у нас просто нет такого оборудования.
- Нет техники, а что с актерами и другими специалистами?
- С актерами тоже вопрос. Не хватает киношных актеров, потому что театральные актеры и актеры кино отличаются по своей подаче. Если приезжает московская компания, то она ищет съемочную группу второго плана – это технические помощники: механики, осветители, администраторы площадок, вторые операторы. Основные актеры, продюсеры, операторы и режиссеры – приезжие. Конечно, важно, чтобы и наши, местные специалисты набирались опыта и могли работать на основных ставках. Сейчас у нас киносообщество разрознено. В Приморском крае пока не хватает людей, которые понимают, как работать со сценарием, с площадкой, с историей, с техникой. Хотелось бы, чтобы Приморский край и Дальний Восток тоже могли самовыражаться. Не каждый приезжий режиссер понимает специфику этого региона.
- Сколько может заработать актер массовых сцен? Обязательно ли быть актером?
- Кино – это волшебный мир, в который можно попасть, и не имея опыта, и один из способов – это стать актером массовых сцен. В Приморье три-четыре раза в год требуются люди в массовку. Например, на съемках сериала «Арсеньев» было важно найти выносливых ребят, потому что в кадре нужно было идти по тайге, по снегу. Здесь важна не столько артистичность, сколько выносливость. Съемочный процесс довольно длительный. Один кадр хронометражем в 10 секунд может сниматься полную смену, а это 10-12 часов, поэтому, соглашаясь на участие в съемках, люди должны это понимать. Стоимость участия в массовых сценах варьируется от 1000 до 5000 рублей, опять же оплата зависит от сложности съемки и роли. Где-то надо просто постоять в толпе и создать атмосферу, а где-то выполнить какое-то действие.
- Какая зарплата у местных специалистов кино?
- Сейчас как раз устанавливают ставки. Появился Межрегиональный профсоюз кинематографистов, который пытается выставить стандартную заработную плату. Как правило, в Москве специалисты стоят дороже, чем в регионах. Здесь тоже есть люди с высоким опытом и классификацией. Бывает, что разница по оплате может достигать до 50%.
Например, ассистент по актерам. В Москве минимальная смена ассистента стоит от 8000 рублей, но съемочные группы, приезжая к нам, предлагают только 4000 рублей. При этом объем работ может быть больше. Почему местный специалист, если у него есть опыт, должен получать меньше только потому, что живет в регионе?
Переработки в Москве – это нормально. Если твоя смена больше 12 часов, то каждый последующий час тебе оплачивают дополнительно. Когда команды приезжают в регион, это понимание сразу улетучивается. Хотя тут точно такие же люди, которые устают после 12-часовой смены.
- Зарабатывают ли наши местные режиссеры?
- Нет. Наши режиссеры больше делают кино для души, для опыта. Очень хотелось бы поменять эту ситуацию, чтобы человек, который посвящает свою жизнь кинематографу, смог себя прокормить и не уходить для заработка в другую профессию, на другую работу.
- Кто нужен в команде для съемки игрового блокбастера, как в Голливуде?
- Как минимум хороший режиссер, сценарист, оператор, продюсерская команда, актеры, механик камеры, осветитель, гафер, осветители и еще много кто… Стандартная команда – от 20 до 100 человек.
- А среди местных специалистов реально ли собрать такую большую команду профессионалов?
- Если очень постараться, то можно… Но не факт, что это не будет суперуровень общего кинопроката. Однако найти команду, которая сделает профессиональный фильм, можно. Игровой фильм снять тут будет сложнее, он должен быть не сильно вычурный, натуралистичный, без масштабных спецэффектов. Тут, может, и не нужен блокбастер. Приморье способно самовыражаться, потому что здесь своя природа и своя культура.