Индустрия барберинга – это молодая активно развивающаяся сфера. О ее особенностях и подводных камнях корреспонденту PRIMPRESS рассказал Павел – владелец одного из барбершопов Владивостока. В профессии он уже десять лет, и до сих пор сам продолжает стричь клиентов.
Барберы приходят к своей профессии по-разному и далеко не всегда после колледжей парикмахерского искусства.
«Меня просто в Хабаровске мастер хорошо постриг, а потом я к нему пришел и сказал: «Научи меня тоже», – рассказал Павел.
Барбершоп предлагает мужчинам различные процедуры. Из классических – стрижка, бритье бороды и головы, «королевское бритье». К нестандартным можно отнести осветление и окрашивание волос в любой цвет, химическую завивку, уходовые процедуры для лица – скрабирование, патчи, маски, уход за бровями, в том числе их восковое оформление, а также уход за волосами.
«Химическая завивка – это долговременная процедура. Пока не сострижешь, волос будет сохранять заданную форму. Конечно, химзавивка может повредить волосы, но только если процедура проводится некачественно или слишком часто. Используя хорошие средства и соблюдая технологии, можно свести все риски к минимуму», – уточнил Павел.
В среднем за месяц у барбера стабильно запрашивают две-три химзавивки и пару окрашиваний. Много постоянных клиентов, которые приходят на повторные процедуры. Мастер отмечает, что такие работы гораздо интереснее, чем простые стрижки.
Странных и экстравагантных запросов почти не бывает. Барбер связывает это с развитием индустрии.
«Лет 13 назад, когда индустрия барбершопов в России только зарождалась, таких запросов было много. Клиент не особо понимал, какой спектр услуг мы можем предложить и вообще кто такой барбер. Сейчас клиент «шарит». Он точно знает, как называется его стрижка, что такое плавный переход и хорошая форма. Поэтому запросов по типу «сделайте что-то на ваш вкус» почти не бывает», – отметил Павел.
С уходовыми средствами схожая история. Когда они только вышли на рынок, клиент не знал, что дает ему бальзам или масло для бороды, зачем нужен воск для усов, поэтому люди скупали все подряд. Сейчас динамика спадает, так как клиент разбирается в том, что ему нужно.
Каким бы профессионалом ни был барбер, он никогда не застрахован от недовольных клиентов.
«Чаще всего это происходит от непонимания запроса. Либо клиент не может понятно объяснить, либо мастер с ним не на одной волне. Когда к тебе на процедуру приходит твой клиент – это дуэт, и запрос формируется не словами, а ощущениями», – прокомментировал барбер.
Однако не у каждого такой подход к выбору мастера. Есть определенная каста клиентов, которых барберы между собой называют «вездеходами».
«Им без разницы, где постричься, главное здесь и сейчас. Часто именно они и оставляют негативные отзывы», – отметил Павел.
Решающий фактор для выбора прически – возраст. Например, молодежь в основном предпочитает трендовые стрижки. Начиналось все с «сайд парт» – стрижки с пробором. Она была первым хитом в России. Сейчас одной их самых популярных является «кертейнс» – «шторы».
У клиентов постарше в приоритете практичность. Прическа напрямую зависит от образа жизни и занимаемой должности.
Каждый барбер – немного художник и видит клиента по-своему. Поэтому запрос не всегда совпадает с мнением мастера.
«Раньше от своей неопытности я старался таким клиентам навязать свое видение и доказать свою правоту. Но процент лояльно относившихся к такому подходу людей был недостаточно высок. Тогда я сменил тактику – стал делать первую стрижку так, как хочет клиент. Пусть она будет самая стремная в мире, по моему мнению, но я сделаю ее качественно. И только после того, как клиент начинает мне доверять, я продаю ему свою идею. Так процент лояльных людей стремится к максимуму», – рассказал Павел.
Одна из мужских процедур, которая вызывает оживленные дискуссии в обществе, – это оформление бровей.
«Очень часто запрос не на сами брови, а на межбровное пространство. Клиенту важно не подавать вида, что с его бровями что-то изменилось. Та же история с волосами в носу и на ушах. Есть, конечно, те, кому нравится полностью оформлять брови воском, но у меня таких клиентов нет», – уточнил мастер.
Кроме того, в барбершопе представлены и дополнительные услуги для мужчин – скраб, пилинг, распаривание, увлажняющие маски, патчи. Однако Павел рассказывает, что напрямую своим клиентам мастера эти процедуры не предлагают.
«Вообще средний чек заведения сильно зависит от дополнительных услуг. Чем их больше, тем выше доход. Это такая же истина, как и то, что трава зеленая. Но мы своим клиентам «допы» не навязываем. Некоторые вообще не знают, что мы маски и скрабы делаем. Я плохой бизнесмен в этом плане, но за счет того, что мы никому ничего лишнего не впариваем, у нас очень высокий уровень доверия от клиентов», – объяснил барбер.
Политика заведения не предусматривает никаких специальных предложений для привлечения клиентов. Павел не делает скидки на первое посещение, не устраивает акций и не занижает прайс для детей. У барбершопа очень медленно растет клиентская база, но те, кто приходят, остаются надолго.
В барбершопе стригутся не только взрослые мужчины, но и дети. Мастер отмечает, что у таких процедур тоже есть свои особенности.
«Стрижка ребенка ничем не отличается от стрижки взрослого. Мало того, родители чаще всего первым отправляют именно ребенка, чтобы разведать обстановку. Родители оценивают результат и решают, стоит ли им самим ходить к нам», – рассказал Павел.
Атмосфера в барбершопе комфортная для мужчин всех возрастов. Вопреки стереотипам, виски здесь не наливают, зато по телевизору почти круглосуточно идут мультики и аниме.
Со своими клиентами Павел общается преимущественно на «ты». Однако есть мастера, которые вообще не любят разговаривать со своими клиентами. К тому же внешние факторы сильно влияют на то, как пройдет рабочий день.
Каждый барбер сам для себя выбирает путь развития – осваивать новые стили или оттачивать классические приемы.
«Это зависит от того, каких клиентов у себя ты хочешь видеть. Если ждешь много молодежи, нужно мониторить трендовые стрижки. Если нацелен на более взрослых людей, надо помнить, что для них важна стабильность. Свою работу нужно делать быстро и качественно, не тратить время на лишнюю болтовню. Моя стрижка может длиться 12 минут, но она будет оплачена по полной стоимости», – отметил барбер.
Хороший мастер обязан следить за состоянием своих инструментов. Павел рассказывает, что во Владивостоке есть фактически одно место, куда барберы могут отдать инструменты на качественную заточку. Там работает мастер, который понимает, что такое индустрия барберинга, активно участвует в соревнованиях и знает лично практически всех представителей индустрии.
У барберов Владивостока есть свое профессиональное комьюнити. У этого сообщества тоже есть свои правила и принципы.
«Изначально был первый состав мастеров и всего один барбершоп во Владивостоке. Почти все, кто тогда начинал, сейчас имеют собственное заведение. Наше комьюнити уже немножко другое, оно не ограничено только барберами. А вот у подрастающего поколения мастеров формируется собственное сообщество», – рассказал Павел.
В студии работает семь барберов. У каждого из них свой подход – Павел рассказывает, что один из мастеров вообще не любит, когда к нему кто-то записывается. Вместе с тем недавно пришла на работу новенькая девочка – единственная в мужском коллективе. Она перешла из сетевого барбершопа, где работа поставлена на поток, поэтому девушка работает как робот, порой даже без обеда.
«Мы не стремимся постричь весь город и заработать миллиарды. Мы относимся к этому месту иначе – работаем по кайфу, держим уровень, потихоньку повышаем ценник и лояльность клиентов. Арендодатель тоже это видит, его это полностью устраивает, поэтому он предлагает комфортные условия, чтобы у нас была возможность содержать заведение и выходить в плюс», – прокомментировал мастер.
Сам Павел признается, что не особо аккуратно относится к своей стрижке – эдакий сапожник без сапог. Бывает, стрижется сам, бывает – у коллег. Почти все барберы, которые работают в студии, когда-то у него учились.
«В этом есть своя философия. Если человек наш по духу, он постарается в это вникнуть, а если нет – он и не останется работать», – отметил Павел.
Погружение в профессию начинается с истории – кто такие барберы и откуда они взялись, как зародилась и менялась индустрия. Потом начинающие мастера с утра до вечера наблюдают за работой профессионала, впитывают информацию и выполняют домашние задания.
«По официальной версии, индустрия начала зарождаться и набирать популярность после революции 1917 года, но я думаю, что корни лежат намного глубже. Сначала были цирюльники, опыт передавался из поколения в поколение. Не было единого учения, это было простое ремесло. В дальнейшем все это начало обрастать смыслами, появились школы. В послевоенные годы дело потеряло свое развитие, потому что людям было не до красоты. Как раз в то время появилось куча парикмахерских «Татьяна», где умеют все, но непонятно как. С развитием соцсетей индустрия приобрела новое лицо, заведения стали называться барбершопами и стали способом заработка», – рассказал мастер.
Когда Павел только начинал, большое внимание уделялось традициям. Сегодня новые мастера знают о них только по рассказам старших товарищей. Барберы из первого состава в своих заведениях пытаются воспроизводить то, что для них было важно в тех традициях, поэтому они все такие разные. Павел отмечает, что для него самое главное – свобода.
«Мы все заходили в индустрию с горящими глазами. Но сейчас мы повзрослели и понимаем, что квартира сама себя не купит, нужно содержать семьи, поэтому превратились в бизнесменов. Кто-то здесь и сейчас пытается заработать все деньги мира, кто-то потихоньку развивается и толкает свою культуру», – резюмировал Павел.