Корреспондент PRIMPRESS в День гражданской авиации пообщался с пилотом-инструктором Airbus A330 авиакомпании «Аэрофлот» Олегом Березняковым и узнал, что необходимо для того, чтобы стать пилотом, как проходит подготовка перед полетом и выключают ли телефон сами летчики.
- Когда вы поняли, что станете пилотом?
- Я родился в поселке Сибирцево Приморского края. Рядом с домом находилась воинская часть. Иногда к нам из Владивостока прилетал вертолет. Мы с ребятами всегда бегали рассматривать технику, помню, что это было так необычно. (Смеется.) Я мечтал попасть в гражданскую авиацию. Школу окончил неплохо и поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации в Рязани, потом отучился в Санкт-Петербургской академии гражданской авиации, а также проходил обучение в Тулузе и Цюрихе.
- Вспомните первый полет, эмоции зашкаливали?
- В училище мы сначала учили теорию полтора года, сдавали экзамены и, конечно, проходили обучение на тренажере. Первый полет был очень эмоциональным. Помню, что их Хабаровска поехал на поезде во Владивосток, а оттуда уже полетел на самолете.
Полет мне доставляет наслаждение тогда, когда работа выполнена качественно. И так было всегда. Но главное, что в моей работе нет рутины. Не было такого состояния, что мне надоело бы летать.
- Сложно ли адаптироваться к полетам?
- Мне было сложно, но я привык. Как ни крути, но человек рожден, чтобы ходить по земле.
- В вашей профессии существует династийность? Говорят, что часто пилоты приходят в профессию из авиационных семей?
- У меня в семье в сфере авиации работаем я и моя сестра – она стюардесса. До этого никто и никогда с авиацией связан не был. Я согласен, что наша профессия предполагает династию. Все равно, когда человек работает в авиации, приобщается к этой работе, узнает особенности и специфику, а потом решает связать свою жизнь с авиацией. В «Аэрофлоте» достаточно пилотов из авиационных семей. Другой вопрос в том, что те, кого палкой загоняют в авиацию, долго здесь не задерживаются. Им просто неинтересно. Важно ощущать себя на своем месте. Все профессии важны для человека, нужно каждую уважать.
- Что необходимо для того, чтобы стать пилотом?
- Одно из самых важных требований к будущему пилоту - медицинские показатели. К тому же нужно постоянно держать себя в тонусе, заниматься спортом. И, конечно, важны знания: наша профессия предполагает постоянное обучение. К примеру, я окончил одно учебное заведение, затем академию. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице мне нужно было отучиться по специальности в Швейцарии. Много средств вкладывается в образование пилота, в его профессиональную подготовку, учитывая, что он сможет как можно дольше служить компании и работать по профессии. В общем, происходит постоянный апгрейд. Навыки, которые дали в училище, пригодились только для становления в профессии. Нужно всегда быть на уровень выше. Я считаю, что наша работа предполагает легкий фанатизм.
- Планируете дальше подниматься по карьерной лестнице?
- Сейчас я работаю пилотом-инструктором. Вершина карьеры – занять какую-то руководящую должность. Но так сложились звезды, видимо (смеется), что я не карьерист. Стремиться любыми силами и возможностями занять статусную должность - это не про меня.
- Самый интересный случай в вашей практике?
- Каждый полет уникальный.
- Случались ли чрезвычайные ситуации?
- Во время постоянного обучения на тренажерах мы разбираем разные ситуации, которые могут случиться. Чем опасна ЧС? Да тем, что человеку может просто стать страшно. А если ты отрабатывал эту ситуацию и знаешь, как выйти из нее, то все будет хорошо. Пилотов постоянно обучают. В этом мне импонирует «Аэрофлот». Компания находится в альянсе, поэтому постоянные международные аудиты не дают расслабиться. Мы соответствуем требованиям, которые применяются к международным перевозчикам.
- По каким маршрутам летаете?
- Мы летаем везде: Америка, Европа, Африка и так далее. Специфика работы определяется по пассажиропотоку: где люди, там мы. Разделения на международные и внутренние рейсы в компании нет.
- Какие приметы/суеверия существуют у пилотов?
- У каждого пилота существуют свои ритуалы перед полетом, которые они никогда не нарушают. Один мой знакомый командир, к примеру, настороженно относится к съемкам, интервью перед полетом. Я ничего не пришиваю перед вылетом. Вот оторвалась пуговица, ну и ладно, потом пришью. Я привык быть оптимистом. Надо всегда быть настроенным на позитив. И главное, быть уверенным в том, что все будет хорошо.
- Как люди реагируют, когда узнают, что вы пилот?
- Я стараюсь не афишировать это. Знаю, что возникнет много вопросов. Говорю, что работаю в сфере транспорта. Ну, ведь у всех свои приметы… Чтобы не сглазили. (Смеется.)
- Какие процедуры проверки вы проходите перед полетом?
- За два часа до вылета проходим медицинский контроль, знакомлюсь с командиром, экипажем, а затем мы идем в брифинг-рум. Там выдают документацию, необходимую для вылета: о погоде, аэродроме, маршруте, план полета, обсуждаются особенности руления, взлета, обговаривается каждое действие, которое требует незамедлительного действия. Затем техник докладывает командиру о готовности самолета. Он сам должен убедиться, что все нормально, и провести осмотр воздушного судна. После этого весь экипаж готовится к полету. На борту распределена роль каждого человека. Когда пассажиры занимают свои места в салоне, командир их приветствует, и мы взлетаем.
- Развейте подозрения многих: выключаете ли вы телефон во время полета?
- Конечно, ставим на авиарежим или выключаем. Главное, чтобы он был отключен от сети. Самолеты электрические, куча частот, а включенный телефон влияет на них. Разные телефоны могут создавать помехи, а это опасно – пилот может не услышать важной информации от диспетчера. Лучше выключить, и ничего страшного не произойдет. Кстати, хочу отметить, что пассажиры стали в этом вопросе вести себя культурнее.
- До какого возраста пилоты могут работать?
- Основной критерий – здоровье. В «Аэрофлоте» до 65 лет можешь быть командиром и летать за границу.
- На каких самолетах работали? Есть те, на которых нравилось летать больше всего?
- Я начал свою летную карьеру с Ан-2. После академии начал летать на Як-40, затем на вертолете Ми-8. После распределения попал на работу в Томскую область. Долго просился во Владивосток, писал письма, и однажды этот момент настал – меня пригласили во «Владивосток-Авиа», где я работал на Ту-154. Это один из самых сложных, но интересных самолетов. Он требует досконального и аккуратного отношения и исключительно на вы. Позже я научился управлять Airbus-320 и 330. Что касается техники пилотирования, то мне нравилось работать на Як-40. Приятный самолет. Вообще, к самолету отношусь как к живому организму. Во время полета я сливаюсь с ним. Обратил внимание, что, когда только начинаешь летать на самолете, он начинает тебя проверять. А потом знакомишься с ним, и вы уже понимаете друг друга.
- Переживают ли родные и близкие, когда вы отправляетесь в полет, и считают ли вашу работу рискованной?
- Родители всегда переживают. У меня сестра еще стюардесса, но работает в другой компании. Конечно, они считают профессию рискованной. Но, думаю, гордятся нами. Что касается семьи - тоже переживают, но по-своему. Самое главное, что тебя ждут дома и ты нужен. Я считаю, что семья должна оставаться тылом, где всегда поддержат.
- Как и где вы предпочитаете отдыхать и сколько времени удается на это выделить?
- Я вообще люблю помечтать. Планирую в этом году вырваться на отдых всей семьей, где можно порелаксировать. И особенно неважно куда, главное, чтобы всем вместе.
Пользуясь случаем, поздравляю всех работников гражданской авиации с профессиональным праздником! Желаю счастья, удачи, здоровья, любви и только летной погоды.