У школьников Владивостока сегодня есть масса возможностей для развития. Одним из таких мест, где ребята могут получить новые знания и навыки, является детский технопарк «Кванториум», который действует в системе муниципального Дворца детского творчества. Корреспондент PRIMPRESS побеседовал с педагогом дополнительного образования Татьяной Шандрук и выяснил, что такое VR/AR-квантум и какие возможности он открывает для детей.
– Как давно вы работаете в «Кванториуме»?
– С самого его открытия. До этого я работала в самом Дворце детского творчества – у нас была студия анимации, мы делали мультфильмы в 3D-графике. Когда появился «Кванториум», меня заинтересовало направление VR, поэтому я перешла сюда.
– В чем особенность VR/AR-квантума? Чем ребята здесь занимаются?
– Все начинается с изучения программ – сначала ребята делают свои 3D-модели, а дальше они используют их для создания приложений дополненной и виртуальной реальности. Также мы занимаемся созданием виртуальных туров с помощью панорамных камер.
– Каков дальнейший путь готовых проектов?
– В общем доступе их нет, но периодически мы делаем на них обзоры. Например, когда ребята создают приложение дополненной реальности, мы снимаем видео, как оно работает. В основном с нашими работами мы участвуем в разных конкурсах. Проектов очень много, и некоторые даже занимают призовые места.
– Какие конкурсы для вас самые интересные и значимые?
– Ребята очень любят международный фестиваль «ТехноСтрелка», который проходит в Нижнем Новгороде. Для участия в нем у нас сформировалась целая команда. Мы ездим на фестиваль уже третий год, каждый раз возвращались с призовыми местами, а в этом году наконец удалось занять первое место. Ребята были очень довольны. «ТехноСтрелка» – это хакатон, где участникам дают кейсы от реальных заказчиков. Например, одним из кейсов было создание приложения в дополненной реальности для навигации по торговому центру.
– Из чего состоит обучение в квантуме?
– Обучение делится на три основных модуля. Первый – вводный, где ребята полгода знакомятся с программами и оборудованием. Дальше переходят на углубленный, он тоже длится полгода, а следующий год – это проектный модуль. Полное обучение длится два года, но ребята, которые активно участвуют в конкурсах, продолжают заниматься дальше. Занятия у нас два раза в неделю по полтора часа.
– С какого возраста вы принимаете детей в квантум?
– В основном с 12 лет и до конца школы. Есть у меня один ученик, он как в 2019 году пришел с открытием «Кванториума», так до сих пор и занимается. Сейчас он уже пошел в 11-й класс, будет ходить по мере возможностей в связи с подготовкой к ЕГЭ, но очень хочет поехать на следующую «ТехноСтрелку». Я его видела еще совсем маленьким, что-то поначалу не получалось, а сейчас он увлекся 3D-моделированием персонажей, стал углубляться в тему и уже даже ищет себе подработку в этой области.
– Виртуальная реальность – довольно сложное направление. Как вы разбирались в тонкостях квантума?
– Да, эта тема сама по себе достаточно узкая. У педагогов «Кванториума» есть обучение от наставников из других городов, есть целое отдельное сообщество. Обучение проходит ежегодно как в дистанционном, так и в очном формате. В этом году оно должно проходить в Твери, я тоже планирую поехать. Для оперативных вопросов у нас есть общий чат. Но по большей части это все равно самообразование, потому что тема не сильно распространенная, специалистов мало. К тому же каждая поездка на какой-либо хакатон – это всегда масса эмоций и полезной информации, которую ты раньше не знал. В своем городе у нас своя атмосфера, но как только попадаем куда-то в другое место, оказывается, что есть много другого и среди детей, и среди педагогов.
– Первая ассоциация с VR – это обязательно очки и шлемы виртуальной реальности. Пользуются ли ребята в квантуме подобным оборудованием?
– Конечно, у нас все для этого есть. Когда мы создаем 3D-модели, им потом нужно присвоить определенные функции – чтобы можно было что-то брать или где-то ходить. Виртуальное пространство создается уже в другой программе, и для проверки у нас есть VR-очки. Единственное, многие думают, что шлем виртуальной реальности – это обязательно игра. Но когда ребята приходят заниматься, они понимают, что предстоит много работать и, прежде чем во что-то поиграть, это нужно создать.
– Как происходит выбор темы проекта? Это какой-то строгий перечень или полет фантазии?
– По программе изначально мы даем просто навыки, а дальше – либо конкурсные темы, либо по желанию ребенка. Часто ребята сами не знают, чего хотят, и тут на помощь как раз приходят конкурсы. Они есть дистанционные, на которых в основном решаются простые задачи, например создание 3D-моделей разной еды. Выездные конкурсы – это более серьезные мероприятия, там чаще всего именно кейсы от реальных заказчиков.
– Как у вас происходит взаимодействие с родителями? Понимают ли они, чем ребята занимаются в квантуме?
– По большей части общение налажено именно с родителями ребят, которых я вожу на конкурсы, например, на ту же «ТехноСтрелку». Мы с ними плотно взаимодействуем, и родители уже сами стали командой, потому что организовать поездку – это большой труд. Я им очень благодарна за то, что они понимают и поддерживают. Даже о некоторых новых конкурсах мне рассказывают именно родители.
– Взаимодействуете ли вы с остальными квантумами?
– Есть задумка наладить межпредметное взаимодействие. Это сложно, но даже сейчас есть такие моменты. Например, у меня ребята делают приложение для мобильного телефона с дополненной реальностью, и им нужно разработать красивый интерфейс. У нас как раз есть Промдизайнквантум, и мы обращаемся к ним за помощью. Также ко мне приходили ребята из Энерджиквантума, мы делали 3D-модели для их проекта. Пока взаимодействие точечное, но это очень интересно.
– Презентуете ли вы свой квантум на открытых городских площадках?
– Конечно. Полноценные мастер-классы чаще всего проходят на нашей базе, так как нужно специальное оборудование. На выездных площадках сложно чему-то научить, там мы показываем возможности квантума, знакомим ребят с помощью тех же VR-очков с виртуальной реальностью. Также демонстрируем прелести дополненной реальности – многие не знают, что это такое, но это тоже очень интересно, к тому же более доступно. Например, у нас есть раскраска в дополненной реальности – ребята рисуют на бумаге и тут же через телефон видят объемное изображение.
– Как функционирует квантум в летний период?
– Сейчас ребята ушли на каникулы, и к нам на мастер-классы приходят летние лагеря. Уже был лагерь «Вектор» – это малыши, которые знакомятся с «Кванториумом», и Технический лицей – они ходят по разным квантумам и изучают технологии, которые могут применить для своего проекта. Ребята делают станции мониторинга – они бывают разные, и в нашем квантуме мы работаем с параметрами, которые они измеряют. Например, у станции мониторинга воздуха есть параметр количество углекислого газа. Ребята знакомятся с тем, как выглядит молекула диоксида углерода, моделируют ее и с помощью простого конструктора делают так, чтобы ее можно было видеть в дополненной реальности, а также создают звуковое сопровождение.
– Когда начинается новый набор ребят в квантум?
– Два раза в год – в августе и январе. В основном ребята в квантуме не делятся на группы по возрасту, и для работы в таком формате у меня есть свой лайфхак. На первом занятии мы, естественно, знакомимся, а далее я перехожу на видеоуроки, которые записываю сама. Их плюс в том, что каждый может работать в своем темпе, а если что-то не получается, я тут же помогаю и корректирую. К тому же, когда в группе дети разного возраста, это элемент социализации. Здорово наблюдать, когда один понял, как делать, и тут же объясняет другому.
– Есть ли какое-то вступительное испытание для ребят?
– Нет, в самом начале навыки мы не проверяем. Обычно в конце первого вводного полугодия ребята проходят тестирование, и там уже становится понятно, кому это нравится и кто будет продолжать, а кто хочет поменять квантум, такая возможность тоже есть. Если у ребенка вдруг что-то не получается, но глаза горят – учим дальше, не бросаем.
– Какие у вас планы на ближайшее будущее?
– Точно продолжать участие в конкурсах, потому что дети уже прочувствовали, как здорово занимать места и куда-то ездить. Также хотелось бы доделать наш большой проект – ребята создавали виртуальную версию «Кванториума», делали 3D-модели наших классов. Ну и, конечно, развиваться дальше, повышать свой уровень, чтобы больше узнать и больше показать ребятам.
Напомним, что «Кванториум» во Владивостоке открылся 19 декабря 2019 года. Всего в нем представлено семь основных направлений – IT-квантум, Промробоквантум, Промдизайнквантум, Биоквантум, Энерджиквантум, VR/AR-квантум, Хайтек. Современный технопарк расположен в помещениях Дворца детского творчества по адресу Океанский проспект, 43.