Министерство внутренних дел Российской Федерации разработало новое требование относительно регистрации автомобилей, которые были ввезены в страну и затем перепроданы на территории РФ. Лишь спустя год после объявления о внесении изменений появились уточнения и подробности, сообщает PRIMPRESS.
Так, впервые информация о том, что порядок уплаты утилизационного сбора для автомобилей, ввезенных в Россию и проданных в течение года, будет изменен, появилась в июле 2023 года. Тогда об этом заявил Минпромторг. Изменения должны были вступить в силу с 1 августа 2023 года.
Однако, как рассказал PRIMPRESS приморский автоэксперт Георгий Жерноклев, на протяжении всего года никакой подробной и понятной информации о порядке выплаты не было. Автолюбители фактически вслепую привозили автомобили и продавали их в надежде, что не придется доплачивать разницу между льготным и коммерческим утильсбором.
«На самом деле это скорее хорошая новость. Теперь хотя бы понятно, каким образом и на каком этапе будет происходить уплата утильсбора. Потому что впервые об этом заявили в июле прошлого года, прошел почти год, и люди просто покупали и продавали автомобили, находясь в полном неведении», – отметил автоэксперт.
Напомним, на сегодняшний день для автомобиля, ввезенного в РФ с целью личного пользования, действуют следующие тарифы: 3,4 тысячи рублей для автомобиля возрастом до трех лет и 5,2 тысячи рублей для машины старше трех лет. В случае если совершается продажа авто в течение первых 12 месяцев, утилизационный сбор составит от 300 тысяч до 1,3 млн рублей.
«За это время примеров удачных или провальных кейсов по покупке или продаже авто (привезенных менее года назад) нет. Коммерческие организации, которые намеренно привозят машины под продажу, сразу стали полностью уплачивать сбор и просто повышали цену на авто. А сделки между физическими лицами оказались в подвешенном состоянии. Начислят ли сейчас выплату по коммерческой сетке на уже состоявшиеся сделки, а такие точно были, непонятно», – рассказал Георгий Жерноклев.
Согласно информации, предоставленной «Известиям», после рассмотрения поправок в закон, если автомобиль, который был ввезен для личного пользования, будет продан в течение года, новому владельцу может быть отказано в регистрации машины до тех пор, пока он не уплатит утильсбор по повышенным тарифам, применяемым для коммерческих организаций. Правом отказать в постановке на учет наделяются сотрудники Госавтоинспекции.
«Было непонятно, кто будет заниматься взиманием утилизационного сбора. С одной стороны, это забота таможенных органов, с другой – каким образом таможенный орган проверит факт продажи авто? Значит, нужно подключать ГАИ, но ГАИ обычно не занимается денежными вопросами и сборами. Сейчас сам механизм все еще не совсем прозрачен, но я думаю, что после принятия поправок схема отработается довольно быстро», – сообщил автоэксперт.
Согласно закону «Об отходах производства и потребления», оплатить утильсбор может как импортер, так и конечный владелец машины.
«Здесь пока непонятно. Я думаю, что ГАИ будет неважно, кто именно заплатил утиль. Скорее всего, будет по принципу «как договоритесь». Есть вероятность, что цена продаваемой машины сразу будет учитывать уплату сбора. Вряд ли импортер будет платить из своего кармана. Или же по договоренности оплачивать будет конечный покупатель. Так или иначе, это все равно ляжет на карман собственника», – отметил Георгий Жерноклев.
Новые поправки, которые внесут в документ ко второму чтению, поддержала правкомиссия по законопроектной деятельности. В случае принятия поправок в закон автомобили в России могут значительно подорожать. А на фоне выдвигаемых предложений о повышении коммерческого утилизационного сбора почти до 1 млн рублей к 2029 году ждать разнообразия выбора на рынке авто не приходится.