Надо создавать единую систему с участием банков, мобильных операторов, правоохранительных органов, маркетплейсов, регуляторов, где все участники получали бы одномоментно информацию о мошенничестве, украденном телефонном номере, о том, где точно находятся преступники. Такой подход мог бы резко уменьшить масштаб противоправных действий на 80–90%, заявил заместитель Председателя Правления Сбербанка в ходе дискуссии «Цифровая безопасность клиента. Код доверия нового времени» на ПМЭФ-2024.
Борьба с телефонным мошенничеством требует объединения усилий финансовых структур и регулятора, телекоммуникационных компаний и правоохранительных органов при ужесточении наказания для лиц, занимающихся преступной деятельностью. Об этом заявил заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов на дискуссии «Цифровая безопасность клиента. Код доверия нового времени» в ходе XXVII Петербургского международного экономического форума.
Участниками дискуссии стали представители органов государственной власти и компаний, вовлеченные в разработку предложений по противодействию телефонному мошенничеству. Речь шла о том, что необходимы законодательные инициативы, регулирующие порядок предоставления сим-карт, и ответственность за их неправомерное использование. С другой стороны, не менее важно повышать цифровую грамотность граждан.
Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«Тема телефонного мошенничества чрезвычайно актуальна для нашей страны. Сегодня это огромная отрасль с миллиардными оборотами, с колоссальным числом вовлеченных в преступную деятельность людей и миллионами пострадавших. Тем не менее многие кредитные организации научились бороться с этим злом. В Сбере, например, эффективность составляет 99,8%. Наши алгоритмы искусственного интеллекта с высочайшей точностью определяют, что идет мошенническая операция, и мы можем ее блокировать».
По словам Станислава Кузнецова, одна из необходимых мер – выявление так называемых дропов, то есть людей, которые участвуют в выводе преступно полученных средств. При этом деньги выводятся по-разному, даже с помощью компьютерных игр. По словам спикера, сегодня около 2 млн человек являются дропами. Сбер умеет эффективно определять таких преступников, как используя собственные антифрод-системы, так и сотрудничая с телекомами.
Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«Если говорить о телекомах, то с «большой четверкой» идет активное взаимодействие. Однако в стране действует около 650 региональных компаний, ряд из которых не уделяет проблеме внимания. Происходит то, что мы называем отсутствием управления защитой. Идет бесконтрольная продажа сим-карт для граждан зарубежья – для этого требуется лишь идентификация по ID-карте, которую можно очень быстро подделать. Это целый бизнес, целая отрасль. Следует продавать сим-карты только по паспорту. Но это предложение пока только обсуждается.
Для борьбы с телефонным мошенничеством нам надо объединить усилия финансовых организаций, которые имеют антифрод-системы лучшего качества, лучшие возможности и состыкованы с FinCERTом Банка России. Такие же комплексы должны возникнуть у телекомов и в системе правоохранительных органов. В идеале их надо связать в единую систему, где все участники получали бы одномоментно информацию о мошенничестве, украденном телефонном номере, о том, где точно находятся преступники. Такой подход мог бы резко уменьшить масштаб противоправных действий на 80–90%. И, конечно, надо серьезно ужесточать наказание преступникам, дропам в том числе. Тогда мы вместе, единым фронтом сможем победить это зло».