На территории Дальневосточного федерального округа компетентным органом в сфере оказания международной правовой помощи, наделенным соответствующими полномочиями, является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю.
Анализ поступающих запросов показывает, что чаще всего граждане обращаются за истребованием сведений о трудовом стаже и размере заработной платы за периоды работы на предприятиях бывших союзных республик, а также сведений о наличии (отсутствии) гражданства иностранного государства. Данные сведения необходимы для предоставления в органы Пенсионного фонда России, так как они учитываются при расчете размера пенсии лиц, достигших пенсионного возраста, сведения о гражданстве необходимы для устройства на работу (службу) на территории России. Также в Главное управление через органы ЗАГС округа поступает большое количество запросов об истребовании документов о государственной регистрации актов гражданского состояния (свидетельств, справок).
Порядок истребования документов, касающихся личных или имущественных прав и интересов граждан, в данном случае установлен положениями Конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 и 2002 гг. и Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным совместным приказом МИД Россиии Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124.
Административным регламентом установлены формы заявлений об истребовании документов с территории иностранного государства. В заявлении указываются анкетные данные заявителя, название организации, ее адрес, период работы, наименование истребуемого документа, цель его получения и другие сведения в зависимости от характера истребуемого документа.
Заявление необходимо составлять отдельно на каждый истребуемый документ. Также к заявлению необходимо приложить копию паспорта, копию трудовой книжки и иных документов, которые могут ускорить поиск необходимых сведений.
При этом заявитель должен уплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за каждый истребуемый документ.
Что касается заявлений об истребовании сведений о наличии (отсутствии) гражданства иностранного государства, обращаем внимание, что помимо копии паспорта компетентные органы иностранных государств (например, Республика Казахстан) указывают также на необходимость направления письменного согласия лица на обработку
и трансграничную передачу персональных данных.
Учитывая, что по сложившейся практике срок исполнения обращений, направляемых на территорию иностранных государств, с учетом почтовой пересылки составляет от 6 до 12 месяцев и более, рекомендуем гражданам по вопросам истребования документов заблаговременно обращаться в компетентные органы Российской Федерации.
В случае возникновения вопросов граждане могут обратиться к специалистам Главного управления по телефонам: (423) 239-09-26 (доб. 401, 802) либо ознакомиться с необходимой информацией на сайте Главного управления в разделе «Международная правовая помощь» (https://to25.minjust.gov.ru).
Главное управление Минюста России по Приморскому краю всегда готово помочь и проконсультировать граждан по всем интересующим их вопросам в целях правильного оформления запроса (заявления) об истребовании необходимых документов с территории иностранного государства.