Международная научно-практическая конференция «Развитие гуманитарного и туристического сотрудничества в российско-китайско-северокорейском трехграничье» состоялась 24 мая в конференц-зале ДВО РАН. Эксперты обсудили перспективы развития экономического и гуманитарного сотрудничества в туристской индустрии соседних стран применительно к южному Приморью, развитие международного круизного туризма по реке Туманной (Туманган), включая нижнее течение реки и выход в Японское море, в исследовательско-экспедиционных, экскурсионно-познавательных и рекреационных целях, создание туристско-рекреационного комплекса в Хасанском округе, включающего в себя круизный маршрут по реке Туманной, а также инфраструктурные проекты гостиничных комплексов и яхтенного порта, оснащенного причалами для швартовки маломерных туристских судов.
Соорганизаторами конференции выступили ООО «Международная холдинговая группа «Туманганский путь», «Хуньчуньская строительная компания с ограниченной ответственностью Света Шелкового Пути» (КНР), являющиеся инициаторами инвестиционного проекта «Туристско-рекреационный комплекс в Хасанском муниципальном округе РФ с осью движения по реке Туманная» и международного круизного маршрута по реке Туманной «Туманганский путь», Приморское краевое отделение Русского географического общества – Общество изучения Амурского края и Дальневосточное отделение Российской академии наук. Конференция проходила в смешанном формате, часть участников присутствовала и выступала онлайн.
С приветственными словами перед началом работы конференции выступили заместитель председателя ДВО РАН академик РАН Виктор Ларин, советник представительства МИД России во Владивостоке, член ПКО РГО – ОИАК Игорь Лапицкий, проректор ДВФУ, директор Школы экономики и менеджмента ДВФУ Елена Гаффорова, руководитель представительства Международного конгресса промышленников и предпринимателей в АТР, член Общественной палаты Приморья Евгений Русецкий, директор «Хуньчуньской строительной компании с ограниченной ответственностью Света Шелкового Пути» Ким Джемин.
В ходе конференции прошла презентация инвестиционного проекта трансграничного кластера «Туристско-рекреационный комплекс в Хасанском округе с осью движения по реке Туманная (Туманган)», который включает создание туристских инфраструктурных объектов и поэтапное создание круизных маршрутов по реке Туманган. В частности, речь идет о кольцевом круизном маршруте, который начинается в национальном парке Фанчуань (провинция Цзилинь, Яньбянь-Корейскиий автономныий округ, г. Хуньчунь, КНР), продолжается в территориальных водах Российской Федерации (Приморский край, Хасанский округ), далее следует вдоль российско-северокорейской границы по реке Туманной с выходом в Японское море, разворотом и последующим возвращением в точку отправления (Фанчуань, провинция Цзилинь, КНР) тем же маршрутом.
Также обсуждалась интеграция проекта в реализацию федерального курорта в бухте Алеут в рамках федеральной инвестиционной программы «Пять морей». Анатолий Савченко, заместитель директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН по научной работе: «Международной холдинговой группой «Туманганский путь» был представлен проект туристско-рекреационного комплекса. Смысл проекта состоит в развитии международного круизного туризма по реке Туманной от живописного парка Фанчуань, расположенного в юго-восточной части города Хуньчунь (КНР), в залив Петра Великого без схода на берег (по крайней мере, на первом этапе). В дальнейшем предполагается посещение поселков Хасан, Посьет, Зарубино, Славянка и поэтапное обустройство инфраструктуры гостеприимства. В своих докладах ученые и эксперты говорили о естественных преимуществах территории (стык трех границ: Китая, России и Северной Кореи), потенциальных инвестициях и существующих препятствиях на пути реализации проекта. В первую очередь речь шла о визовых режимах и ограничении судоходства по реке Туманной.
Китайские туристы снова поехали в Приморский край, в том числе через Хасанский район. Что есть и что необходимо сделать, чтобы район стал одним из бенефициаров растущего туристического потока?
Туристические возможности территории уравновешиваются препятствиями: короткий купальный сезон, зимние виды отдыха ограничены из-за малого количества снега. Чтобы масштабно развивать круглогодичные рекреационные комплексы, в районе необходимо решить проблему обеспечения электроэнергией. Кроме того, у Хасанского района есть конкурент в виде пляжей вокруг Находки.
Возможен ли другой путь развития туризма? Короткий пляжный сезон может быть дополнен развитием познавательного туризма и активного отдыха. Но для этого необходим государственный проект реставрации историко-культурного наследия: археологических памятников, фортификационных сооружений, объектов, связанных с историей освоения Приморья.
И такие проекты стали появляться: всероссийский курортный комплекс в бухте Алеут, новый музей и исторический парк в Посьете с воссозданием изображения двуглавого орла.
Следует не только реагировать на импульсы со стороны наших китайских друзей, но и самим действовать инициативно, создавая в районе инфраструктуру для внутреннего круглогодичного туризма. Все это должно дополняться обеспечением транспортной доступности, созданием образовательных и патриотических экскурсионных программ. На инфраструктурном каркасе могут появляться частные коммерческие туристические проекты. И ведь здорово было бы представить, что пассажиры круизных катеров, выйдя из устья реки Туманной, заходят в бухту Рейд Паллада и видят огромное изображение двуглавого орла, подсвеченное ночью в цвет российского триколора».
Кирилл Ганзей, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН, доктор географических наук: «Вопросы трехстороннего сотрудничества на реке Туманной рассматриваются продолжительное время. С 1990-х годов делалась серия совместных научных проектов, которые, к сожалению, не реализованы на практике. В связи с изменением геополитической ситуации, усилением стратегического партнерства между Россией и КНР, связей с КНДР вопрос взаимодействия в бассейне Туманной имеет важное значение с точки зрения макроэкономического развития.
Конечно, китайская сторона очень сильно заинтересована. Но тут есть как положительные, так и отрицательные стороны. Надо очень внимательно отнестись к экологическим рискам, поскольку в Хасанском районе расположен морской заповедник с уникальной экосистемой. Мы собрались развивать в том числе экотуризм, ведь туристские катера будут проходить по охраняемой территории. В целом перспективы хорошие, нужны экономические обоснования проектов, которые мы обсуждали. Конференция стала первым шагом к дальнейшей разработке программ развития».
Виктор Ларин, академик ДВО РАН: «Сейчас в Москве нахожусь на конференции, посвященной российско-китайским отношениям. Проводят ее российский Совет по международным делам и китайская Академия общественных наук. Первую половину дня обсуждали наши отношения с точки зрения глобального мироустройства и политики. С этой точки зрения то, что происходит на земле, на границе в виде конкретных проектов развития соседних территорий, является очень важным.
Есть высокие материи, а есть практическая реализация, которая является одной из платформ отношений. Не будет их – все останется на уровне разговоров. Во Владивостоке собрались ученые, предприниматели, которые заинтересованы в развитии Хасанского района. И понимают, что без участия корейцев и китайцев развития может не получиться, потенциал соседей нужно использовать. Тем более что заинтересованность КНР в выходе к Японскому морю высока. Но Россия будет сотрудничать на реке Туманной так, как считает нужным, в своих интересах».
Роман Тарантул, соискатель степени кандидата политических наук при Восточном институте ДВФУ, член ПКО РГО – ОИАК: «Проект «Туманганский путь» представляется как перспективная инициатива, направленная на укрепление российско-китайского сотрудничества и развитие юго-западного Приморья. И теперь первым шагом следует совместно доработать существующую правовую базу. Целесообразно разграничить категории «пассажирское» и «грузовое» судоходство, закрепив возможность прохода пассажирских плавательных средств и запретив движение грузового флота. Данный вопрос требует тщательной проработки с привлечением опытных юристов и специалистов-международников.
Кроме того, реализация проекта невозможна без доработки нормативной базы по пунктам пропуска. Здесь ситуация также гораздо сложнее, чем кажется. На начальном этапе проект подразумевает лишь заход китайских туристов в российскую часть вод реки Туманной без схода на берег. Однако нахождение иностранных граждан на территории РФ без отметки в паспорте попросту невозможно. Поэтому при подобной схеме туристского маршрута необходимо в рамках двустороннего соглашения определить, где и как будет осуществляться пограничный и таможенный контроль. Наиболее вероятным сценарием представляется оборудование некоего плавучего пункта пропуска наподобие недавно открытого в городе Хабаровске».
Юрий Уфимцев, востоковед, писатель, председатель общественного объединения «Туманганский путь»: «Кроме этого, существует и необходимость изучения самой реки Туманной – ее состояния, мореходности, глубин, берегов. Это отмечалось в неформальных беседах во время и после конференции. Поэтому нами совместно с ПКО РГО – ОИАК принято решение о проведении летом этого года научно-исследовательской экспедиции по реке из залива Петра Великого в китайский поселок Фанчуань и обратно. Работа по ее реализации уже началась. Без использования этой реки в туристских целях ни о каком туристском кластере на юге Хасанского района и речи быть не может. Таково и итоговое мнение уважаемого научного сообщества.
В ходе конференции участники отметили необходимость продолжить совместную работу в области развития гуманитарного и туристического сотрудничества в российско-китайско-северокорейском трехграничье. В частности, было принято решение организовать научно-практическую экспедицию в период с 10 по 30 июня 2024 года по маршруту Владивосток – Фанчуань (КНР) – Владивосток: войдя в устье реки Туманной, проследовать вдоль берега Хасанского района (в территориальных водах РФ), далее продолжить экспедицию в территориальных водах КНР до Фанчуаня и после вернуться в точку отправления (порт Владивосток) тем же маршрутом».