В «совместном заявлении РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами», подписанном президентами обеих стран 16 мая 2024 года, отмечено, что стороны «продолжат конструктивный обмен мнениями по теме плавания китайских судов в нижнем течении реки Туманная». Вопрос плавания китайских судов по реке Туманган с выходом в море всегда воспринимался у россиян в штыки, и вдруг, поднятый в 1990-х и закрытый в 2000-х, он вновь появился в российско-китайской повестке. Причем со знаком «+», а не «-». Причем на самом высшем уровне. Что произошло, что изменилось?
Ответ заключается в тексте самого заявления – новая эпоха, стратегическое взаимодействие и всеобъемлющее партнерство. Пришло новое время, отмеченное в заявлениях нашего президента.
Сегодня, по словам Владимира Владимировича Путина, «у нас уровень взаимодействия с Китайской Народной Республикой беспрецедентно высокий». Взаимодействие происходит на всех уровнях: на уровне совместной и мировой безопасности, экономики и ее составляющей – туризма.
«Что меня радует, – заявил президент в марте 2023 года, – это диверсификация наших отношений. Мы развиваем отношения и в сфере инфраструктуры, и мосты строим, дороги, работаем в высокотехнологичных областях вместе. И будем дальше это делать. Россия и Китай – державы с древними самобытными традициями и колоссальным культурным достоянием. И сейчас важно как можно скорее наращивать гуманитарные и туристические обмены, способствуя тем самым упрочению социальной базы российско-китайского партнерства. Главное – прочная российско-китайская дружба, которая последовательно укрепляется на благо и в интересах наших стран и народов. Российско-китайские отношения вышли на наивысший за всю их историю уровень и продолжают крепнуть, в них нет ведущего и ведомого, нет каких-либо ограничителей или запретных тем. Наш политический диалог стал предельно доверительным, стратегическое взаимодействие – всеобъемлющим и вступающим в новую эпоху».
Наконец-то наступила эпоха использования реки Туманной не только в китайских интересах, но и в интересах российской стороны. Новая эпоха. Эпоха использования реки Туманной в гуманитарных, туристических целях. И это уже давно понято в российском обществе. Сегодня его мейнстримом является именно совместное взаимовыгодное использование реки Туманной.
Задолго до упомянутого выше заявления во Владивостоке образовалось общественное движение-инициатива «Туманганский путь», в котором состоят международная холдинговая группа «Туманганский путь», Хуньчуньская строительная компания «Света шелкового пути», члены РГО, историки, общественные деятели, выступающее за грамотное использование реки Туманной в российских целях. А именно – за создание туристического маршрута из города Фанчуань с выходом по реке Туманган в залив Петра Великого. Например, сейчас только за проход по акватории ДВГМЗ в заливе каждое судно должно платить сбор в 56 тысяч рублей. Умножьте на 10 судов в день. Сколько денег недополучает наша казна? А такое количество судов гарантирует, например, инвестиционная Хуньчуньская строительная компания «Света шелкового пути». И это еще не все потери от отсутствия использования реки Туманной в наших интересах.
Уплывающие деньги
Сегодня соседний с Хасаном китайский поселок Фанчуань посещают ежедневно 5 тысяч китайских туристов, которые уже сегодня готовы одновременно посетить и Хасан. Для этого достаточно только вновь возродить трехкилометровое судоходство по реке от Фанчуаня до Хасана. Для этого существует вся соответствующая инфраструктура: рабочие пограничные, таможенные и санитарно-карантинные пропускные пункты в пгт Хасан. Необходимо только, как сказал когда-то по поводу введения земель Приморья в хозяйственный оборот депутат Верховного Совета СССР Владимир Крючков, «принятие политических и экономических мер». Причем последние не замедлят быть приняты без задействования федеральных, краевых и муниципальных средств – за счет частных инвестиций турбизнеса. Уже сегодня поступают предложения инвестировать в организацию туризма по реке Туманной миллиардов рублей от частных инвесторов.
На сегодня в пгт Хасан полностью отсутствуют заведения питания и имеется только три рабочих гостиничных номера. Постоянный поток туристов в течение только одного сезона привлечет бизнес к строительству гостиничных номеров и точек питания, которые будут обслуживать пять тысяч человек в день и давать рабочие места как жителям Хасана, так и Краскино и Посьета.
Развитие туризма по реке Туманной явится и катализатором развития близлежащего морского побережья, на 20 км песчаного пляжа которого находится всего одна примитивная турбаза с малым количеством номеров. Это привлечет сюда не только китайских, но и российских туристов, которые «оживят» и существующую, но «увядшую» железнодорожную ветку Барановский – Хасан.
Сегодня Совет Федерации разработал законопроект, дающий право регионам вводить курортный (туристский) сбор. Из сложившейся практики в сборе в 100 рублей с человека пгт Хасан в скором времени будет получать 500 тысяч рублей туристического сбора ежедневно, что непременно скажется на повышении благосостояния жителей поселка.
Налаживание туризма по реке Туманной с выходом в море и обратно без высадки на берег и из Китая в Хасан в своем развитии также вовлечет в активную экономическую деятельность жителей Хасанского округа, даст им новые места, будет, как и всякий здравый проект, привлекать инвестиции, которые будут работать на благо жителей Приморья.
Этим он полностью соответствует:
– распоряжению администрации Хасанского муниципального округа Приморского края 2023 г. о принятии муниципальной программы на 2024 г. в части: «Развитие туризма на территории ХМО», «Развитие культуры» и «Содействия развитию малого и среднего предпринимательства»;
– государственной программе Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае на 2020–2027 гг.».
И имеет те же цели и задачи, что и эта государственная программа: «создание условий для эффективного развития сферы туризма Приморского края, обеспечивающее увеличения вклада отрасли в валовой региональный продукт до 5%».
Посмотрите на соседей – хабаровчан. 7 мая началась очередная навигация в Хабаровском крае по реке Амур по маршруту Хабаровск – Фуюань (КНР). Каждый год этот маршрут задействует 50–100-местные теплоходы, доставляющие в Хабаровск десятки тысяч безвизовых туристов, что дает не только мощный толчок к развитию судоходства по реке, но и всей туристической инфраструктуре Хабаровска. То же самое может приносить и река Туманная Приморскому краю, по ряду причин не задействованная в хозяйственном обороте страны и до сих пор остающаяся, как она позиционируется в старой корейской поэзии, «секретной рекой», хотя в свое время она использовалась довольно интенсивно.
Исторический факт
Протяженность пограничной реки КНР – РФ – КНДР составляет 549 км, из которых 17 км принадлежат РФ. Это самая длинная крупная река всего Японского моря. Река замерзает в ноябре, вскрывается в марте–апреле. Половодье наступает весной, во время таяния снегов в верхнем течении. Уровень реки повышается на 5–7 м. В это время в нижнем течении на 100 км от устья река доступна для легких судов-джонок. С июня по сентябрь приходится 62,16% годового стока.
Река Туманная исстари использовалась как транспортный путь. Во времена государства Бохай (698–926 гг.), например, Туманган был путем сообщения между жителями глубинных районов Китая и крупнейшим бохайским портом Японского моря, известным ныне как Краскинское городище Хасанского района, располагавшимся всего в нескольких десятках километров от устья Туманной.
«Живущие вокруг горы Байтоушань (истока Тумангана) долбят стволы деревьев и делают лодки длиной почти в 8 чи (3 м), напоминающие по форме челнок ткацкого станка, поэтому их называют «челночными лодками». На такой лодке устанавливается одно весло, и она предназначена только для ловли рыбы. Когда нужно переправить телеги, то употребляют квадратные лодки или три лодки, соединенные вместе».
Первые русские посетили реку 170 лет назад, 9 мая 1854 года. Это были члены команды фрегата «Паллада», совершавшего гидрографические исследования побережья Кореи. Присутствовавший при этом секретарь Иван Гончаров писал: «Река Таманьга; мы остановились миль за 6 от нее. Наши вчера целый день ездили промерять и описывать ее. Говорят, что эта широкая, версты в две с половиной, река с удобным фарватером».
В 1861 году по приказанию начальника Российской эскадры в Китайском море Ивана Лихачева, корпуса штурманов подпоручик Григорьев с кондуктором Голдобиным 17 мая прибыли на клипере «Наездник» к устью реки Туманной и на 12-весельном баркасе, поднявшись вверх на 15 км, в течение 10 дней провели краткую опись реки.
Григорьев определил, что в реку могут входить суда, сидящие 6 футов (2 м), и подниматься вверх на одну милю, где найдут хорошую якорную стоянку. Здесь выше устья на 15 км исследователи заметили 4 лодки, выходящие из притока: «Мимо нас прошли 4 корейские лодки длиною 30 футов (10 м) и довольно широкие, они вышли из речки, впадающей в Тумень-ула с правой стороны, и направились к городу, на каждой было по 10 человек».
Знакомый с этими и другими материалами будущий директор Горного департамента России Константин Скальковский, отправленный в 1881 году для исследования экономического состояния Приморья, так констатировал в своем капитальном труде «Русская торговля в Тихом океане: экономическое исследование русской торговли и мореходства в Приморской области Восточной Сибири»: «В будущем, по всей вероятности, на Тумень разовьется судоходство, теперь же по ней лишь изредка ходят плоскодонные лодки корейцев, впрочем имеющие значительную величину».
И действительно, впоследствии образовалась даже каботажная линия Хуньчунь – Владивосток по реке Туманной и заливу Петра Великого, о чем мы находим свидетельства в ч. 1 Лоции северо-западной части Восточного океана 1901 года, составленной Морским министерством и Главным Адмиралтейством в Санкт-Петербурге: «Судоходной считается река на расстоянии около 100 верст. От устья, на протяжении несколько выше китайского города Хунчуна. По словам корейцев, река выше нашей границы может быть признаваема за вполне судоходную, и хотя она там не широка, но сужение ее берегов, способствуя развитию значительного течения, препятствует там образованию перекатов. Перевозка товаров по реке между корейскими деревнями и городами производится на особых речных шаландах, сидящих около 1 1/2 фута в воде, которые, однако, значительно больше корейских морских шаланд, плавающих во Владивосток, откуда на этих последних шаландах разный груз, преимущественно бязь, доставляется по Тюмень-Уле до Корейского города Кыген-ну, или Кугенфу, где производится меновая торговля».
К сожалению, дальше этого каботажа дело не пошло, а дальнейшее идеологическое противостояние СССР и КНР и вообще похоронило идею продолжения и развития хозяйственного использования российской части реки Туманной. Тем не менее соседняя страна использует экономический потенциал своей части реки в полной мере.
Плавания нового времени
Сегодня река Туманная является одной из артерий китайской экономики. На китайском побережье реки расположено 6 городов и 24 деревни. До постройки мостов японцами в 1930-х река активно использовалась как место коммерческих перевозок. И даже еще в 1980-х китайские суда активно ходили как по самой реке, так и от берега до берега.
С развитием железнодорожного движения надобность в реке как транспортной грузовой артерии отпала, и сегодня река активно используется китайской стороной для туристической деятельности. Например, в городе Тумэнь существуют ежечасные туристические маршруты на моторных лодках вверх по течению Тумангана с обозрением природных достопримечательностей берегов и заходом в корейские воды как «фишкой» маршрута. Стоимость такого путешествия – 50 юаней при стоимости самого популярного турмаршрута у китайцев во Владивостоке, часовом выходе на катере в акваторию пролива Босфор-Восточный – 150 юаней.
Плавание по российской части реки не осуществляется, чему якобы препятствуют малые глубины и низкий просвет моста Дружбы (7 м). Что, впрочем, легко решается использованием плоскодонных туристических судов на воздушной подушке. Слабое течение реки в 1,5–2,5 м в секунду не препятствует возвращению судов обратно.
Последние плавания россиян в устье Туманной осуществлялись на судах Управления научно-исследовательского флота ДВО РАН и Института биологии моря в 1998 г., когда Институт биологии моря ДВО РАН организовал в устье реки 15 рейсов со 150 участниками исследования, посвященного 100-летию появления описания реки в русской прозе Николая Гарина-Михайловского. Хочется напомнить, что в этом году проходит 170-летний юбилей более значимого события – открытия реки Туманной россиянами на фрегате «Паллада» в 1854 году. И он не проходит бесследно. Общественная инициатива «Туманганский путь» организует экспедицию учебного парусного судна ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз» «Паллада» в Посьет 28 мая. Вечером того же дня жители поселка Посьет будут встречать «Палладу» праздничным салютом.
Таким образом, есть исторические доказательства и прецеденты использования реки Туманной как транспортной артерии с выходом в море, и нет никаких природных препятствий плавания маломерных туристических судов в нижнем течении реки. Нет и никаких политических.
Река для людей
Десятилетия после подписания соглашения 1991 года обсуждался вопрос возобновления судоходства по реке, причем в значительных масштабах – со строительством международного порта для транспортировки контейнеров. Стороны все же пришли к мнению, что такое строительство нецелесообразно и вредно для окружающей экологии. Особенно для расположенных здесь природных резерватов – национального парка «Земля леопарда» и природного парка «Хасанский».
Открытие Туманной для хозяйственного использования в качестве туристической артерии ни в коей мере не изменяет экологию района, а даже способствует укреплению постоянно подмываемых берегов и границ этих резерватов сооружением причалов. И навсегда «хоронит» непопулярную идею открытия реки для грузовых контейнерных потоков. Ставя во главу угла историческую и природную познавательность и экологию берегов реки и прилегающей морской акватории. Причем осуществление туристической линии КНР – Туманная – залив Петра Великого не требует выхода на берег. Хотя сам берег требует его развития, чему эта самая линия будет, кстати, способствовать в полной мере.
На сегодня берега реки и морское побережье устья реки, несмотря на их явную привлекательность для туристского инвестирования, вместе с пгт Хасан являются депрессивным районом. Отток населения поразительный – по сведениям Федеральной службы государственной статистики, с 1187 человек в 1987 году до 469 в 2023-м. Кроме того, отсутствуют новые рабочие места, в огромной школе обучаются всего 50 детей, закрыт и разрушается бывший детский дом в центре поселка, аварийно закрыт клуб.
Тем не менее в разговоре с главой Хасанского района он отметил, что Хасан может спасти «только туризм». Для чего в поселке есть вся необходимая аттрактивная инфраструктура: природные и исторические памятники Хасанских событий 1938 года и времени освобождения Китая в 1945 оду., шикарные многокилометровые песчаные пляжи. Нет только туристов. Которые есть.
Ограничения сняты
16 мая 1991 года было подписано соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее восточной части. Ратифицированная 13 февраля 1992 года Верховным Советом РСФСР статья 9 данного соглашения гласит: «Советская сторона в том, что ее касается, согласна, что китайские суда могут осуществлять плавание по р. Туманной (Тумэньцзян) ниже 33 пограничной точки… с выходом в море и обратно».
Когда-то корейцы дали Тумангану поэтическое название «тайной реки». Пора переводить ее из этой категории в категорию реки «явной» – известной и полезной. Как гласит старинная китайская мудрость: «Мудрецы не могут сами вызывать время, но, когда оно наступает, они не упускают его». Такое время наступило: новое время новой эпохи.
Пора повторить, как его отмечали, «совершенный скромный подвиг фрегата «Паллады» начертать берега». Начертать их вновь. Совершить свой «скромный подвиг». За который жители Хасана и их потомки будут благодарны нам всю свою будущую процветающую жизнь.
Пора открыть реку Туманную для нашего с вами ее использования. И это открытие началось. Деятельностью общественного объединения-инициативы «Туманганский путь». Деятельностью во исполнение совместного заявлении РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами» от 16 мая 2024 года.
«Туманганский путь» уже предпринимает действия по выполнению положений вышеуказанного совместного заявления. В частности, 24 мая совместно с ДВО РАН, Приморским отделением РГО – Обществом изучения Амурского края для первого в обеих странах конструктивного обмена мнениями по теме плавания китайских судов в нижнем течении реки Туманной проводит научно-практическую конференцию «Развитие гуманитарного и туристического сотрудничества в российско-китайском-северокорейском трехграничье». В конференции также примут участие лидеры общественного мнения как из России, так и из КНР и КНДР; специалисты Хуньчуньской строительной компании «Света шелкового пути», Международной холдинговой компании «Туманганский путь». К тому же «Туманганский путь» организует первое с «доисторических времен» плавание-экспедицию из залива Петра Великого по Тумангану вверх по течению в китайский город Фанчуань в ознаменование и в преддверии 80-летия Великой Победы. Ведь развитие туризма в нижнем течение реки Туманной – это еще и возрождение исторической памяти, повышение интереса к героическим событиям 1938–1945 годов по обе стороны границы. Наглядное патриотическое воспитание в действии.
Таким образом, возобновление судоходства по Туманной с упором на его туристскую составляющую – это веление новой эпохи, чаяния нашего общества и посылы, определенные нам в послании президента как дальнейшее укрепление взаимной дружбы двух стран без каких-либо ограничений.