Трендовые позиции на рынке занял новый вид ведения бизнеса - открытие франшизы. Этот способ запуска своего дела помогает предпринимателям быстро стартовать с относительно небольшими тратами. Партнер получает готовый бизнес и заключает договор с его владельцем на взаимовыгодных условиях.
Unsplash | Gabrielle Henderson
Бизнесменов интересует пошаговая инструкция, как открыть франшизу в своем городе. Им нужно знать алгоритм подбора торгового бренда и правовом положении на рынке. В статье доступным языком опишем плюсы и риски этой модели коммерческой деятельности, алгоритм поиска торговой марки для бизнеса, полномочия предпринимателя, условия подписания и расторжения договора. Расскажем о трудностях начинающих предпринимателей, приведем проверенные сайты для выбора брендов по разным критериям.
Плюсы франшизы
Франшиза - тип бизнес-партнерства, ее стороны:
- Франчайзер или продавец. Владеет успешной компанией и дает другим предпринимателям право работать под его товарным знаком. Продавец взимает единоразовую плату - паушальный взнос. Покупатель вносит регулярные платежи или роялти.
- Франчайзи или покупатель. Предприниматель, желающий открыть франшизу в своем городе. Он развивает торговую марку в новом регионе или городе.
Достоинства работы с известными фирмами:
- Можно использовать модный бренд, имеющий устоявшуюся позитивную репутацию и крупную целевую аудиторию. Предпринимателю не вкладывает много средств в узнаваемость, запуская затратные рекламные кампании.
- Доступность наработанного опыта. Покупатель получает организованный бизнес-процесс. Не нужно выстраивать стратегию и создавать структуру предприятия с нуля. Поэтому франшиза – оптимальный способ начинать коммерческую деятельность при нехватке опыта на рынке.
- Управляющая компания оказывает содействие. Помощь предоставляется на стадии открытия филиала или представительства, на протяжении начального срока функционирования предприятия. Франчайзер делится опытом решения типичных задач, снижения рисков. Начинающие предприниматели получают ценные готовые решения, что повышение их конкурентоспособность.
- Участие в бизнес-сообществе. Важно: Франчайзи получает доступ к организации с богатым рыночным опытом. Объединение для консолидации коммерческого опыта повышает эффективность экономических операций каждого участника. Члены сообщества помогают друг другу в поиске ответов на важные вопросы.
- Получение обслуживания на аутсорсинге. Управляющая организация располагает штатом компетентных кадров. Бренды нанимают дизайнеров, маркетологов, промоутеров с опытом. Они поддерживают представительства и филиалы на льготных условиях. Партнеры экономят на поиске работников для продвижения.
- По статистике перспективы узнаваемой торговой марки на рынке выше, чем у начинающих предпринимателей-одиночек. Конкурентоспособность филиалов поддерживается управляющей фирмой, что делает их устойчивее к изменениям социально-экономических условий и кризисным ситуациям.
- Реализация в городе или регионе товар или услугу с применением передового технического оснащения, инновационных IT-решений. Это оборудование и программное обеспечение часто недоступно начинающим малоизвестным предпринимателям.
- Обучение коммерческой деятельности. Интересно: Франчайзеры готовят проработанные методические материалы для грамотной подготовки филиалов в разных городах и странах. Это позволяет партнерам избежать критичных ошибок на старте.
- Поддержка при формировании финансового плана. Франчайзер предоставляет партнеру готовую модель ведения бизнеса с предсказуемыми результатами. После подписания договора покупатель получает сведения об инвестициях, подробные вычисления по вложениям и прибыли от коммерческой деятельности.
- Повышение цен за товары и услуги. Крупные узнаваемые организации могут диктовать рыночные условия.
Что обязательно нужно учитывать
Если в планах у начинающего бизнесмена открытие своего дела, важно понимать, что эта модель деятельности – не гарант успеха. Корректный выбор ниши определяет судьбу компании.
На заметку: При вступлении в партнерство новый участник приобретает инструмент для повышения дохода. Франчайзер не обещает высокой выручки и огромных очередей из клиентов. Необходимо постоянно обучаться и трудиться, чтобы удержать целевую аудиторию в филиалах бренда.
Юридическая сторона франшизы
Между сторонами заключается договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ). В нем фиксируют предмет сделки (комплекс исключительных прав), условия партнерства, права и обязанности контрагентов, платежи, порядок закрытия филиала.
Важно: Покупателю требуется заранее запросить у франчайзера форму соглашения для ознакомления с ее содержанием. Корректировки вносят до момента подписания документа.
На заметку: На практике встречаются случаи, когда мошенники пытаются получить прибыль за чужую марку. Чтобы не лишиться средств, требуется проверить факт регистрации товарного знака. Сведения находятся в официальном доступе. В сети можно узнать наименование правообладателя.
С особенной внимательностью нужно изучить обязанности покупателя. Продавец может требовать регулярного представления отчетности. Если он предоставляет партнеру доступ к единой CRM-системе, то процесс формирования отчетов и аналитики упрощается.
Выбор франшизы
Оценка потенциала и ожиданий
Чтобы получить франшизу с высокой доходностью, важно комплексно оценить бренд. Чтобы исследовать потенциал и ожидания, нужно заранее решить:
- Какой вы партнер, какими ресурсами, знаниями, опытом, связями, активами располагаете.
- Какой партнер вам требуется. Насколько важны узнаваемость, репутация, стиль администрирования, стратегия, ценности, внутренние правила, горизонт планирования.
На заметку: Нужно соотнести имеющийся экономический и жизненный капитал с ожиданиями франчайзера. Выбирайте те ниши, о которых предприниматель имеет представление. Даже после обучения для развития филиала потребуются особые знания и навыки.
Важно, в каких сферах вы имеет преимущество. Это может быть производство, финансовое планирование, продажи.
Выбор ниши начинают со списка характеристик себя как партнера. Нужно описать:
- Свои навыки и увлечения.
- Место проживания, развитость инфраструктуры.
- Наличие накоплений и инвестиций.
- Время, затрачиваемое на ведение коммерческой деятельности.
- Наличие профильных специалистов (бухгалтер, юрист), полезных деловых связей.
- Желаемую сумму дохода.
- Раздражающие факторы (необходимость придерживаться указаний франчайзера, вести бухгалтерский учет).
- Источники мотивации.
- Причины запуска бизнеса.
- Действий в случае низкой доходности партнерства.
Этот список соотносят с параметрами бренда, включающими:
- Значимость имени, марки, знаний, экспертности.
- Ресурсы управляющей организации.
- Стиль управления, принципы.
- Цели бизнеса, стратегию, особенности планирования.
- Качество сопровождения.
- Личность главы предприятия.
Критерии успешной франшизы
Параметры успешной торговой марки делят по группам:
- Оценка товара. Нужно изучить статистические исследования о емкости и динамике рынка. Полезно исследовать расходы покупателей, трендовость ниши, плюсы и уникальность продукта, его конкурентоспособность, потенциал для развития.
- Анализ марки. Устанавливаем рентабельность, маржинальность, период окупаемости вложений. Изучаем репутацию и ценность бренда. Этот показатель можно проверить на Яндекс, в 2ГИС.
- Изучение франчайзера. Проверяем достоинства и выгоды предложения, отзывчивость и компетентность команды, организацию коммуникации с партнерами, социальные подтверждения успешности бизнеса (отзывы франчайзи, рейтинг).
Оценка бизнес-плана
Нужно узнать, сколько стоит открыть франшизу, и оценить возможности для капиталовложений. Цены указывают в предложениях, презентациях, каталогах.
Интересно: Продавец можно предлагать разные размеры паушальных взносов. Их сумма зависит от региона представительства.
Проверяйте наличие в бизнес-плане описаний всех регулярных взносов. Среди них роялти, маркетинговые и иные отчисления по договору концессии. Нужно исключить скрытые комиссии.
На заметку: При оценке бизнес-плана обратите внимание на наличие затрат покупателя. Требуется внести средства на арендную плату, ремонт офиса, приобретение техники, товарного запаса, расходы на маркетинг, лицензии, персонал, электронные подписи. Уточняйте актуальность цен на оборудование, оправданность затрат.
Важно: Есть бизнесы, которые становятся доходными через несколько месяцев после запуска. При их выборе полезно обсудить вопрос планирования «подушки безопасности». Уточняйте период прироста клиентской базы и окупаемости расходов.
Поиск франшизы
Перечни действующих предложений есть на профильных сайтах, в соцсетях, телеграмм-каналах. Можно изучить каталоги, корпоративные сайты, посетить тематические вебинары и форумы.
Интересно: Франчайзеры организуют офлайн-выставки, узнать о расписании мероприятий можно на сайтах Expomap и Российской ассоциации франчайзинга.
Отбор удобно выполнять через следующие сайты:
- «Франшиза-ру». Позволяет сортировать проекты по коммерческим нишам и стоимости.
- Каталог Российской ассоциации франчайзинга. Содержит фильтрацию по сроку окупаемости, сумме инвестиций, площади помещения.
- СОФПП. Включает предложения в Екатеринбурге и Свердловской области.
- «BusySpace». Бизнес-журнал и сайт франшиз. Удобная база данных с возможностью фильтрации по направлению бизнеса, рейтингу, размеру вложений (от 100 тыс. до 1 млн. руб). В карточках проектов описывают срок окупаемости, год основания и запуска партнерства, потенциальный доход, сумму отчислений продавцу.
Какие права есть у франчайзера
Если купить франшизу, то продавец может закрепить за собой право:
- Выбора торгового помещения, разработки дизайна и планировки.
- Участия в подборе персонала.
- Установки требования к ремонту помещения.
- Выбора партнеров.
- Разработки стандартов обучения работников.
- Контроля качества услуг и продукции.
Что делать после заключения договора
После подписания соглашения покупатель вносит паушальный взнос и готовится к открытию филиала. Он работает согласно календарному плану, предоставленному управляющей фирмой. В документе содержатся руководства по запуску бизнеса с указанием задач и сроков каждого этапа.
Партнер получает актуальный бизнес-план с описанием расходов на открытие, прогноза продаж и размера выручки. План может отличаться в разных городах и точках открытия фирмы.
Важно: Бизнесмен может найти коммерческие помещения на порталах недвижимости, сайтах «Циан», «Авито». Нужно принимать во внимание требования к минимальной площади и обустройству коммерческих объектов.
На протяжении года после подписания договора франчайзер ведет консультации, обучает партнера и его персонал, помогает в решении возникающих вопросов.
Как отказаться от франшизы
Расторжение договора оформляют по ст. 1037 ГК РФ. Среди оснований для прекращения партнерства:
- Соглашение сторон.
- Судебное решение. Рассмотрение в суде возможно, если одна из сторон стала банкротом, нарушила условия договора.
- Одностороннее уведомление. Письмо отправляют за полгода до запланированного закрытия филиала.