Российские производители пищевых и промышленных товаров постепенно разворачиваются на Восток, открывая для себя рынки Юго-Восточной Азии. Крупнейший по численности населения регион с развитой экономикой сулит отечественным компаниям выгодное сотрудничество. Связать их помогают логистические операторы. Одним из наиболее динамично развивающихся направлений являются рефрижераторные перевозки.
В 2022 году с российского рынка перевозок ушли такие лидеры, как Maersk, CMA CGM и др. Они же являлись крупными операторами рефрижераторных контейнеров и обслуживали интересы российских клиентов. Однако логистического апокалипсиса не произошло, их место заняли другие игроки рынка. На первом этапе российские перевозчики обратились к внутренним ресурсам, чтобы «подхватить» грузы от иностранных операторов и доставить их получателям.
Контейнерам молодеть!
По словам экспертов-логистов, поначалу на рынке ощущалась нехватка контейнеров. Проблему довольно быстро удалось решить благодаря тому, что, с одной стороны, иностранные компании занимали на рынке рефперевозок России относительно небольшую долю. С другой стороны, у российских компаний уже были планы по увеличению парка контейнеров. Последние годы операторы увеличивали и обновляли парк оборудования. Например, активно этим занимался самый крупный российский рефоператор – «Дальрефтранс» (входит в состав Транспортной группы FESCO). Всего за два года контейнерный парк компании вырос в два с половиной раза, парк фитинговых платформ – в два раза, дизель-генераторных контейнеров – в три раза. Сегодня в собственности «Дальрефтранса» находится свыше 5 тысяч рефконтейнеров общей вместимостью 9481 TEU, более 600 фитинговых платформ, 35 современных дизель-генераторных контейнера, 14 единиц дизель-генераторных вагонов.
Работать своими силами
По оценке игроков рынка, сейчас можно с уверенностью сказать, что дефицита рефоборудования в России нет. Существующих мощностей отечественных перевозчиков вполне хватает для обеспечения внутреннего рынка, экспорта российской продукции и импорта зарубежных товаров. И это современное оборудование, которое позволяет дистанционно контролировать состояние груза, регулировать температуру внутри контейнера, снимать температурные графики на протяжении всего пути следования.
Отечественному бизнесу в решении проблемы помогло государство. «Хорошей мерой поддержки бизнеса стало обнуление пошлины на ввоз рефрижераторных контейнеров. В том числе благодаря этому операторы начали активно закупать новое оборудование. Так, в 2022 году российские компании получили с заводов в Китае более двух тысяч новых рефрижераторных контейнеров», – поделился генеральный директор компании «Дальрефтранс» Андрей Гречкин.
Грузы выбирают ЖД
Запрет на ввоз в Россию европейской рыбной продукции обусловил рост инвестиций в собственную добычу и производство биоресурсов. Активно начали развиваться заводы по переработке рыбы на Сахалине и Курилах. Это привело к росту внутренних перевозок рыбы по железной дороге с Дальнего Востока в центральные регионы страны. В свою очередь переориентация внешней торговли с запада на восток и юг обусловила рост значения дальневосточных портов, развитие инфраструктуры, инвестиции в мощности по переработке и хранению рыбы. По данным специалистов компании «Дальрефтранс», за пять лет рынок железнодорожных контейнерных рефрижераторных перевозок в России вырос в два раза – с 44,5 тысячи TEU в 2018 году до 79,6 тысячи TEU в 2022 году.
Море, грузы, каботаж
Магадан, Камчатка, Сахалин, Курилы, Чукотка – «Дальрефтранс» уверенно чувствует себя во внутрироссийских каботажных перевозках. Благодаря флоту и собственным морским каботажным линиям FESCO, более сорока поездным сервисам компания стабильно занимает лидирующую позицию на рынке рефперевозок внутри страны. На Дальнем Востоке с «Дальрефтрансом» конкурируют Камчатское морское пароходство и Сахалинское морское пароходство. Вместе компании занимают львиную долю рынка перевозок в регионе. На них ложится также и доставка народно-хозяйственных грузов в регионы с ограниченным сроком навигации.
Помимо привычных направлений – Сахалин, Камчатка, Магадан, Чукотка – «Дальрефтранс» на базе активов FESCO развивает новые морские линии в каботаже. Так, в дополнение к уже существующему железнодорожному сервису в начале 2023 года FESCO запустила морскую линию между Калининградом и Санкт-Петербургом. Помимо «сухих» контейнеров здесь также осуществляются отправки рефрижераторных грузов. Сервис может обеспечить регион импортными грузами из Китая, а также российской рыбой с Дальнего Востока.
Обходя преграды
Запрет для судов под российским флагом заходить в западные порты потребовал от операторов открытия альтернативных направлений и развития новых внешнеторговых направлений. Так, транспортная группа FESCO запустила регулярные сервисы через порты Вьетнама, Турции, Индии.
Морская линия FESCO Turkey Black Sea (FTBS) связала Новороссийск со Стамбулом и Гебзе, а сервис FESCO Vietnam Direct Line (FVDL) – Владивосток с Хайфоном, Хошимином и китайским Нинбо. Вьетнамские порты также предоставляют возможность трансшипмента в другие страны Юго-Восточной Азии. Новые линии позволяют совершать интермодальные перевозки, заменив сервисы иностранных компаний. К тому же они открывают доступ к крупным азиатским рынкам, в том числе производителям пищевой продукции из Центральной России и Беларуси.
Еще один сервис FESCO Indian Line соединил Новороссийск с индийскими портами Нава-Шева и Мундра. Частью грузопотока стали продукты питания. Направление для отечественных операторов грузоперевозок более чем перспективное, ведь, по оценке специалистов, совокупный объем торговли между Россией и Индией по итогам 2022 года вырос в 4,9 раза по сравнению с 2021 годом, суммарный грузооборот составил 80,5 млн тонн. Кстати, в советское время FESCO Indian Line стала одной из первых регулярных внешнеторговых линий, открытых ДВМП. В планах компании также открыть морские линии на Египет и Латинскую Америку.
Затраты компенсируют
На руку российскому бизнесу играет и тот факт, что ставки на рефперевозки в России значительно более стабильны, чем в среднем по рынку. Кроме того, экспортеры могут претендовать на господдержку в виде компенсации части расходов на экспорт продукции. Многие российские производители уже начали получать выплаты. Одним из требований получения субсидии является то, что отправка должна осуществляться через российского оператора в режиме экспорта. При этом компенсация составляет 25% от всех расходов на транспортировку от пункта отправления до пункта назначения.
«Дальрефтранс» является единственным оператором на рынке рефрижераторных перевозок, использующим на всех направлениях только собственные активы. Компания работает в составе транспортной группы FESCO и отвечает за перевозку скоропортящихся грузов. В этом плане «Дальрефтранс» отвечает требованиям государства. Все оборудование находится в собственности, что дает клиентам возможность пользоваться субсидиями на транспортные расходы на экспорт. Так, сервисами компании для выхода на рынки АТР уже пользуются производители рыбной продукции Сахалинской области, а также такой гигант, как компания «Мираторг».