17 марта считается днем основания авиакомпании «Аэрофлот» – в этот день в 1923 г. было создано первое в СССР авиатранспортное предприятие «Добролет», а соответствующее постановление Совета труда и обороны было принято ранее, 9 февраля, – эта дата отмечается как день зарождения отечественной гражданской авиации, сообщает PRIMPRESS.
До начала тридцатых годов XX в. парк «Добролета» составляли импортные самолеты («Фоккеры», «Юнкерсы»). Название «Аэрофлот» гражданская авиация СССР получила весной 1932 г.
В этой связи уместно вспомнить историю «главного авиамаршрута» страны (Москва – Владивосток) в исполнении «Аэрофлота».
Регулярное пассажирское авиасообщение между Владивостоком и Москвой началось в 1948 году. Самолет Ил-12, вмещавший до 32 пассажиров, совершал рейс с 10 промежуточными посадками общей продолжительностью 53 ч 45 мин, из них в воздухе – 24 ч 15 мин.
В 1958 г. из Москвы во Владивосток начал регулярно летать первый в мире реактивный пассажирский лайнер Ту-104, садившийся на промежуточные в Омске, Иркутске и Хабаровске. В 1963 г. его сменил винтовой, но более надежный Ил-18. С посадкой в Красноярске он перевозил пассажиров в столицу до конца 70-х годов.
Из-за задержки со строительством во владивостокском аэропорту ВПП с нужными характеристиками (всего на ее сооружение ушло 10 лет) вплоть до 1985 г. многие пассажиры добирались в столицу с пересадкой в Хабаровске.
Ил-62М, флагман советского «Аэрофлота», во второй половине 80-х годов совершал в летний сезон до восьми ежедневных рейсов из Москвы во Владивосток.
В 90-х, после разделения единого «Аэрофлота» на сотни авиапредприятий, полеты в столицу выполняли «Домодедовские авиалинии» и «Ориент-Авиа» на Ил-62, а также новая московская компания «Трансаэро» на Boeing-757, явившем россиянам невиданный прежде западный комфорт на борту.
Национальная авиакомпания «Аэрофлот – Российские международные авиалинии» вернулась на знаковый маршрут Шереметьево-1 – Кневичи – Шереметьево-1 в 1997 г. – первый регулярный рейс SU725/726 был выполнен 1 августа на все том же Ил-62.
В новом веке и тысячелетии устаревшие физически и, главное, морально Илы на маршруте «Аэрофлот» сменил на широкофюзеляжные А310. Первый технический рейс выполнен в октябре 2000 г.
Во второй половине нулевых годов европеец Airbus был заменен на не менее комфортабельный, но более вместительный американский широкофюзеляжный Boeing-767-300.
С 2010 г. линию обслуживают современные A330 и B777 пассажировместимостью порядка 300 и 400 человек соответственно, выполняя в среднем три рейса в сутки.
В 2022 г. на Восточном экономическом форуме руководство «Аэрофлота» и Объединенной авиастроительной корпорации подписало соглашение о поставке 339 самолетов российского производства до 2030 г. Речь идет о МС-21, Superjet и Ту-214 – это ближне- и среднемагистральные машины. Ресурс имеющихся в парке «Аэрофлота» дальнемагистральных Airbus и Boeing позволит эксплуатировать их еще лет десять.