Каждый год мы делаем это – раскрываем имена финалистов Рейтинга и смотрим на бренд работодателя глазами сотрудников и соискателей. В 2023-м не только делимся итогами, но и разбираем тренды в российском HR вместе с Ниной Осовицкой – директором Бренд-центра hh.ru.
Рейтинг как отражение ситуации на рынке труда
В 2022 году финалистами Рейтинга стали 1082 компании – список лучших работодателей по версии hh.ru за год вырос на 28%. В лидерах по количеству участников, вошедших в шорт-лист, – малый и средний бизнес. До финала дошли:
• 367 небольших компаний;
• 344 средние компании;
• 268 крупных компаний;
• 103 крупнейшие компании.
О чем говорят эти цифры? Рынок труда, несмотря на сложности и вызовы прошлого года, продолжает развиваться. Это заметно и по аналитике вакансий и резюме, а теперь и по активности компаний и соискателей, желающих принять участие в Рейтинге.
Интерес участников возрастал по мере того, как оживал рынок труда. По Рейтингу можно судить о регионах и отраслях с бóльшим потенциалом, где по-прежнему нанимают людей, развивают бизнесы и привлекают внимание к бренду работодателя.
Что важно – активизировались не только компании, но и кандидаты. В этом году за компании отдали свои голоса 337 747 соискателей – это на 19% больше, чем в прошлом. Люди нуждаются в ориентирах, которые помогут найти «ту самую компанию», в которой будет стабильно и комфортно – то, чего не хватает в нынешнее турбулентное время.
Несмотря на то что Рейтинг проводится ежегодно, есть три особенности, которые выделяют его на фоне прошлогодних:
1. Присутствие международных брендов.
2. Восстановление отдельных сегментов рынка труда.
3. Изменения в расстановке сил из-за новых компаний.
Учитывая все вводные, самое время узнать имена финалистов Рейтинга и разобраться, на что обратить внимание в работе HR в 2023 году. Ведь топ-100 работодателей в большей степени определяли сотрудники и соискатели, а они точно знают толк в привлекательных компаниях. Делимся инсайдерской информацией.
Финалисты Рейтинга работодателей России – 2022
• Общий Рейтинг-2022
⇒ Крупнейшие компании с численностью персонала более 5000 человек
⇒ Крупные компании с численностью персонала от 1001 до 5000 человек
⇒ Средние компании с численностью персонала от 251 до 1000 человек
⇒ Небольшие компании с численностью персонала от 101 до 250 человек
• Субрейтинги: HR-процессы, лояльные сотрудники, выбор соискателей
Помимо общего Рейтинга, есть так называемые субрейтинги. Места в них распределяются в зависимости от оценок сотрудников, соискателей и анкетирования HR-специалистов. Здесь важна не численность компании, а ее восприятие у нужной целевой аудитории и зрелость HR-процессов.
⇒ Самые высокоразвитые HR-процессы
⇒ Самые лояльные сотрудники
⇒ Самые популярные у соискателей
Что делать с результатами
Участие в Рейтинге дает сразу несколько весомых бонусов для любой компании, вышедшей в финал:
✅ Публикации в СМИ федерального уровня – результаты Рейтинга ежегодно публикуются в спецвыпуске «Рынок труда» РБК+.
✅ На странице компании на hh.ru и в ее вакансиях появляется специальный значок финалиста. По нему соискатели могут опознать одного из лучших работодателей в России и принять решение в пользу компании. Как показывает аналитика hh.ru, для кандидатов это знак надежности, стабильности и порядочности работодателя.
✅ Все финалисты получают официальный сертификат от hh.ru, подтверждающий звание лучшего работодателя года, который обычно потом используется в офисах, в социальных сетях, на сайте.
Но есть и другие, менее очевидные, но важные плюсы для всех компаний-участников.
❇️ Любая компания, вне зависимости от масштаба, может использовать Рейтинг в качестве инструмента HR-аналитики. После завершения этапов исследований работодатель получает данные, с которыми удобно работать. Это полная картина по рынку труда: что думают сотрудники, кандидаты и как выстроены HR-процессы в разных компаниях. Бесплатная опция для участников Рейтинга – общие показатели в сравнении с рынком, платная – расширенные отчеты. Всегда можно посмотреть, как что-то работает у других, и сделать лучше – в помощь HR-бенчмаркинг. Либо повысить лояльность сотрудников, изучив отчеты по eNPS.
Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru:
«Очень много данных для того, чтобы менять что-то, осознанно двигаться вперед, развивать работу с людьми и делать это не просто интуитивно: «Кажется, нам надо перестраивать систему обучения», – опираться на факты. Тогда вполне может оказаться, что компании, например, нужно вложиться в базовые опции социального пакета, которые есть у других игроков на рынке. Изучив отчет, сразу видишь эти бенчмарки».
❇️ Результаты Рейтинга относительно компаний-конкурентов за людей могут быть убедительным, профессиональным аргументом в разговоре с высшим руководством. Здесь, опять же, важна аналитика, когда HRD может показать, что делали другие организации, каких результатов они достигли и как на их фоне выглядит работодатель, урезав бюджет, скажем, на направление внутренних коммуникаций или развитие бренда. Это грамотный подход к обоснованию увеличения HR-бюджета на какие-то точечные вещи.
❇️ Для региональной компании Рейтинг может стать отличным поводом для пиар-активности.
Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru:
«Это тоже отдельное искусство – правильно донести свои результаты. Да, в общем Рейтинге компания может занимать 96-е место, но в своей отрасли, в конкретном регионе – быть лучшей. Это блестящий инфоповод и способ продвижения компании не только на рынке труда, но и в общем информационном пространстве».
Для многих работодателей вопрос – участвовать в Рейтинге или нет – не стоит, поскольку они хотят быть более заметными для соискателей, совершенствовать работу с людьми дальше, поддерживать вдохновляющую и вовлекающую атмосферу внутри компании, использовать аналитику как инструмент для принятия взвешенных решений. Это про HR. Тогда Рейтинг становится одним из элементов в единой системе HR-координат.
С другой стороны, мир вокруг становится все более непредсказуемым, и будут выигрывать те работодатели, которые докажут и кандидатам, и сотрудникам – работа может быть стабильной и комфортной. Значок финалиста Рейтинга – прямое подтверждение качества компании. И это уже про людей.
Не пропустите прием заявок на бесплатное участие в Рейтинге работодателей России — 2023. Регистрация откроется 1 июня, а пока самое время подписаться на обновления.