За два года можно успеть многое, если не упускать возможностей. Мы поговорили с Софьей Леоновой – молодым и амбициозным руководителем офиса нового формата Сбера во Владивостоке – о том, как не бояться задач «на вырост», руководить командой самого необычного офиса в городе и планировать карьеру в 22 года.
Главное – решиться
Я была очень активной и в школе, и в студенческой жизни: писала научные работы, участвовала во всех мероприятиях, была волонтером и общественником. Так получилось, что меня знает очень много человек в городе, по крайней мере сверстников.
Карьера началась в марте 2020 года в Новосибирске в должности самого обычного консультанта. Тогда я предполагала, что буду работать ближайшие три месяца, а потом, может быть, уйду куда-нибудь – четкого плана не было. Однако все получилось наоборот: работа в банке вдохновила и увлекла меня.
При устройстве вышло так, что собеседовали меня на одно место, а в итоге предложили другое – прямо рядом с домом. Перед выходом в офис было волнительно, я переживала. В этом районе проходило мое детство, там мамы моих одноклассников, бабушки моих однокурсников и много кто еще – все мои знакомые. Ходила, что называется, не в своей тарелке.
Позже я поняла, что мне безумно повезло. Руководитель на месте очень помогла с адаптацией, так же как и все коллеги – они просто безоговорочно поддержали. В первый же день развеялись все мысли и страхи, что что-то неудобно или как-то некомфортно. Наоборот, я вдохновилась и поняла, насколько это круто, когда тебя все знают. Должность консультанта продающая, значит, чем больше у тебя знакомых и друзей, тем больше у тебя клиентов. Твои же люди к тебе будут приходить обслуживаться, потому что все знают, что ты не подведешь и всегда поможешь.
В рамках адаптации нужно последовательно выполнять каждый пункт. Ну, это я знаю сейчас. А по личным ощущениям просто была большая поддержка со стороны руководителя. Она с ходу всем сказала: «Это Соня. С Соней надо работать, не обижать ее, помогать и любить», настолько были дружеские отношения. В первую очередь это заслуга, конечно, руководителя. Свою адаптацию я вспоминаю с теплом. Если что-то не получалось, я абсолютно всегда получала поддержку. Если что-то получалось, меня всегда хвалили.
Есть один минус – мне всегда хочется быть лучше. Я понимала, что есть коллега точно такого же уровня, тоже консультант, и она работает уже несколько лет. На ее фоне не хотелось казаться хуже или чтобы меня называли постоянно «новичок». «Ты должна ходить за этой девочкой и всё повторять за ней» — нет, так мне не хотелось. Вводную в первый день дали, и все: теперь у нас идет соревнование. Мне это безумно нравится.
Я знаю цену настоящей похвале и благодарности, и когда ты это в свой адрес слышишь – это действительно многого стоит. Сейчас, когда я приезжаю в Новосибирск, всегда прихожу в гости в то самое отделение, где начинала работать. Именно здесь мне привили любовь к Сберу и в целом к работе.
Время расти
В июне 2020 года личные обстоятельства сложились так, что пришлось переехать из Новосибирска в Уссурийск. Кстати, очень удобно: я просто перевелась в уссурийское отделение, увольняться и снова искать работу не пришлось. Затем я так же переехала во Владивосток, где меня уже ждали, но на позицию выше — старшего клиентского менеджера, а затем стала руководителем.
В первый год я явно не думала о том, что хочу стать руководителем: мне хотелось стать менеджером. Я допускала, что будет карьерный рост, в голове все разложила по ступенькам, но в руководители отчаянно не рвалась. Потом, когда я перешла уже во Владивосток, руководитель там почти с первых дней стала говорить: «Соня, ты обязательно будешь руководителем, ты крутая». Когда слышишь эту фразу каждый день, невольно думаешь: «Я, наверное, действительно достойна этого места». Но заявлять о себе нужно не только словами «Я хочу стать руководителем офиса». Нет, в первую очередь своими результатами.
Без поддержки руководителя, конечно, я бы долго созревала. Когда она уходила в отпуск, я замещала ее хотя бы частично, была в резерве руководителя (РВСП, резервисты). Проходила корпоративное обучение. И, соответственно, систематически помогала в текущей работе руководителю — она передавала свои знания. Также я была в двух филиалах у двух сильных руководителей на наставничестве и смотрела за методикой работы.
Будни молодого управленца
Суть моей работы сейчас — это развитие своих сотрудников, выполнение целевых показателей офиса и общая отчетность. То есть за каждый результат в рамках офиса, плохой или хороший, несу ответственность я. Если у меня есть новички, я должна их развивать, поддерживать в нашем банке, рассказывать обо всех плюсах. Ну и, конечно, основная часть моей работы — это продажи.
Когда я стала руководителем, мне был 21 год: было понятно, что руководителем меня поставят в уже сформировавшуюся команду неизвестных людей с абсолютно разным бэкграундом и из разных офисов. Перед выходом в голове постоянно крутилось: «Я боюсь, я адски боюсь», потому что, помимо прочего, я, скорее всего, самая молодая в коллективе. Самое страшное было, что меня могут не принять. То есть я приду и скажу: «Здравствуйте, коллеги! Меня зовут Софья Павловна, я руководитель офиса». Я проговаривала эту фразу по 500 раз в день. И вот мы встретились.
На деле оказалось, что это было меньшее, из-за чего стоило бы переживать. Команда была чудесная, и мы быстро нашли общий язык. Никто ни разу даже не задумывался что-то сказать лишнее. В нашей команде есть те, кто старше меня в два раза, у меня есть подчиненные возраста моих родителей, и они всегда ко мне на «вы» — на «Софья Павловна». Это просто норма общения и субординации. Это безумно круто и очень приятно. Мы недавно собирались, и я говорю: «Ребят, а я на самом деле переживала, что у нас не сложится или вы меня не будете воспринимать, потому что я такая молодая-зеленая», а они в ответ: «Даже мысли не было, работали и работали, ты отлично вписалась».
Сейчас я получаю высшее образование, но у меня полное среднее специальное образование — училась на юриста и всегда хотела стать прокурором, это была моя мечта. После среднего образования я пошла получать высшее, в процессе учебы перевелась на заочное обучение, потому что решила, что хочу все-таки работать.
Я учусь на детского психолога. Психология, мне кажется, очень помогает в продажах. В планах на будущее — пойти на банковское дело, чтобы в запасе было еще и экономическое образование. Это действительно важно для меня.
Если честно, поначалу было тяжело совмещать, но это дело привычки. Было страшно, потому что я понимала, что придется учиться на работе. Брать учебный отпуск не хотелось. Когда все начиналось, у нас были «прекрасные» времена ковида: все было дистанционно, но это сыграло на руку. Все руководители лояльно относились к тому, что мне иногда нужно отключиться на пару, и шли навстречу.
Передо мной стояли четкие задачи: я должна сделать все и затем могу спокойно отключиться. Я просто сама не могла себе позволить не сделать что-то, когда мне так доверяют. Но это была моя личная инициатива, потому что у нас есть возможность взять учебный отпуск на высшее образование. Кстати, как раз сейчас у нас в первый раз за все время обучения будет очный формат, и мне сказали явиться в университет. Ну, уже ничего не поделать, я обратилась — мне согласовали учебный отпуск.
У нас есть сотрудники, которые тоже учатся. Бывает, сотрудник работает, но вот ему в определенный момент надо уехать, чтобы зачет сдать. Без проблем — я к этому тоже лояльно и с пониманием отношусь. Это логично, если работаешь с молодой командой.
Качества для работы
Самые важные качества, я считаю, – это жизнерадостность и позитивный настрой. Я очень уважаю людей, которые остаются энергичными и внешне позитивными, даже если в жизни происходит что-то плохое. Это определенный уровень мастерства, которому я пытаюсь соответствовать, и, кажется, это получается. Когда у меня грустное настроение, все уже думают: «Что-то не так».
Рабочие навыки и скилы можно нагнать, профессионализма можно добиться. Особенно сейчас, когда обучение доступно для всех. Все, что не выходит в моменте, придет с обучением или с опытом — нужно просто записывать, что у тебя не выходит.
Что касается именно высшего образования — это дело каждого человека. При устройстве в Сбер можно прийти со средним специальным. Если человек хочет учиться, то это круто, а если нет, то рано или поздно все-таки решится на это.
Самое главное, что нужно понимать перед выходом на работу, — в Сбере надо работать. Если человек не готов работать, то я думаю, что нам с ним не по пути. Выходя в один из сети офисов, без дела не останешься. Ты всегда должен быть в поиске клиентов, должен быть готов помочь, и, помимо знаний, которые есть по продуктам, придется вооружиться еще и навыками продаж.
Я не считаю, что руководитель должен заставлять людей работать: ты либо хочешь работать, либо не хочешь. Если хочешь — у тебя все получится. А если не хочешь — заставят тебя месяц, заставят второй, но на третий ты скажешь: «Ой, как надоело, не хочу» — и уйдешь.
Недавно был случай: в одном из заведений общепита меня встретил настолько радостный и прекрасный сотрудник… Он подошел, и ему настолько было интересно, что я сейчас буду заказывать, с такой добротой, улыбкой и теплом он сказал привычное «Здравствуйте», что я невольно задумалась: «Давай к нам?» Честно, мне кажется, было бы здорово, если мы все будем хантить таких людей. Это, конечно, дело добровольное, каждый работает там, где ему нравится, но попробовать стоит.
Ступени карьерной лестницы
На старте у меня были только навыки продаж, и то интуитивные. Сейчас мой багаж знаний прирос вместе с ответственностью: я должна учить тому, что сама умею. Есть как минимум 10 человек, которых нужно обучить от и до, следя одновременно за их развитием. Сначала мне было легко работать с продажниками, но очень тяжело — со старшими менеджерами по обслуживанию, с теми, кто работает с деньгами. Сейчас кое-что изменилось.
Хороший специалист, хороший руководитель — это тот, кто прошел каждую ступень и попробовал многое делать руками. Мне пришлось все изучать с самого начала, с самых азов. Прежде чем прийти на должность, я тоже сидела на кассе и вникала в тонкости финансовых операций, пощупала все своими руками, и это очень сильно помогает по сей день.
Атмосфера в коллективе — твоя святая обязанность
У нас в офисе весело, даже есть собственное расписание корпоративных штучек. Например, каждый четверг мы делаем перед началом рабочего дня зарядку. Абсолютно все-все-все собираемся и начинаем плясать под музыку. Кто бы что ни говорил, это прикольно: мы все вместе и обмениваемся энергией, заряжаемся перед концом недели. Еще мы с командой изучаем английский язык в нерабочее время. Специально для этого каждый скачал себе одно и то же приложение на телефон. Соответственно, в один из дней на утренней бизнес-зарядке мы разбираем, кто у нас лидер.
Помимо английского, мы изучали русский жестовый язык, потому что очень часто у нас обслуживаются клиенты, которым нужна определенная помощь. И я думаю, что очень здорово, когда к тебе приходит клиент, а ты ему на языке жестов говоришь хотя бы «Здравствуйте» или «Добрый день». В идеале можешь использовать важные обиходные фазы. К сожалению, это не очень легко нам дается, но тем не менее мы это систематически повторяем. Обычно клиенты приятно удивляются.
В теплое время мы собираемся на корпоративные мероприятия, например, выезжаем на природу или отправляемся в поход всем офисом. На работе мы отмечаем дни рождения коллег и обязательно друг друга поздравляем, чтобы каждый здесь чувствовал себя любимым и важным.