Фильм «Сердце Пармы», по словам экспертов, на сегодняшний день стал самым кассовым фильмом с начала года. Российский фильм вызвал огромный интерес у зрителя: сборы составили уже более 700 млн руб. Корреспондент PRIMPRESS решил разобраться, в чем же секрет его успеха.
Фильм, который ждали?
Пожалуй, да. Российская киноиндустрия, едва восстановившаяся после ковида, вновь переживает не лучшие времена. Кинотеатры испытывают дефицит зрителей ввиду отмены самых ожидаемых зарубежных премьер. Не секрет, что российский зритель предпочитает западный кинематограф, и большинство премьер в кинотеатрах – фильмы, снятые за рубежом. Российских фильмов, собирающих хорошую кассу, традиционно меньше. Так что можно сказать, что фильм «Сердце Пармы» стал тем фильмом, который ждали, в первую очередь, кинотеатры. И дождались. А для зрителей он стал приятным сюрпризом.
Откуда дровишки?
Фильм снят по одноименному роману Алексея Иванова. События происходят в Сибири, на землях, где христианство принято формально, а население де-факто остается язычниками. В основе сюжета тема запретной любви князя уральской Пармы Михаила Ермолаевича к ведьме-ламии и борьба с теми, кто приходит на его земли с мечом. Здесь много мистики. В то же время проницательные зрители могут обнаружить тему собирания русских земель.
Это уже седьмая режиссерская работа Антона Мегердичева. Он также известен по фильмам «Движение вверх» и «Елки-3», которые, кстати, также во время прокатов собрали неплохие кассы.
Блокбастер и скрытые смыслы
Пожалуй, ответ на вопрос о секрете успеха фильма кроется в особенностях сюжета. Ведь чаще всего зритель идет не на режиссера или актера, а на конкретную историю, в которой есть цепляющие его «маркеры». Можно предположить, что здесь их несколько. Во-первых, жанр, предполагающий большое количество батальных сцен – эдакий славянский блокбастер. Спору нет, эти эпизоды сделаны красиво (о правдоподобности могут судить специалисты: оставим это им), и их в фильме достаточно много.
Во-вторых, «Сердце Пармы» можно также отнести к жанру фантастики. Этот жанр российский зритель также очень любит, но чаще в западном исполнении, поскольку «у нас это не умеют снимать». В этом фильме фантастика представлена в виде языческих верований, культов и жертвоприношений.
В-третьих, исторический аспект. Во второй половине фильма он практически выходит на первый план и отчасти затмевает личную историю главного героя. Это не столько про борьбу язычества и христианства (хотя и про это тоже), сколько про собирание русских земель.
Пожалуй, самое главное происходит не на поле боя, а в момент встречи князя Михаила с московским князем Иваном III и после. В уста Ивана III заложена ключевая мысль фильма: князь заявляет о своей большой цели положить конец распрям и междоусобицам и объединиться в единое государство, чтобы иметь возможность давать отпор врагу, на какое бы княжество он ни посягнул.
А как же любовь?
В отдельных описаниях фильма любовная линия ставится во главу угла. Любовь князя к Михаила к ведьме Тичи называется запретной. Но есть нюанс: с Михаилом Тичи – женщина и мать его детей, а другая ее сущность – ведьмы-ламии – проявляется в ситуациях, когда ее принуждают к действиям, которые ее существу не по душе. В ней борются два начала, и в итоге побеждает любовь к Михаилу, и язычество уходит в прошлое.
В объективе – звезды
Молодежь наверняка оценит актерскую работу исполнителя главной роли – Александра Кузнецова. Его персонаж умен, находчив, смел, он борется за свою землю и не приемлет завоевателей.
Но все меняется, когда в его жизни появляется креститель Иона. Роль именно этого персонажа нельзя недооценивать. Сыграл его Евгений Миронов. В этом образе он органичен и убедителен. «Вода камень точит» – так, пожалуй, можно оценить влияние Ионы на молодого князя.
А точку в сомнениях и внутренних противоречиях князя, пожалуй, поставил московский князь Иван III, которого блистательно сыграл Федор Бондарчук (наверное, одна из лучших его ролей в кино). Он появляется всего лишь в одной сцене, зато какой!
В фильме также можно увидеть и других артистов, которые у поклонников российского кинематографа на слуху. Среди них Алексей Кравченко, Елена Панова и Сергей Пускепалис.
Спецэффекты
Как их можно оценить? Однако, ощущение двоякое. Все зависит от того, какую задачу ставили создатели. Если речь идет о максимальной натуралистичности, то ее нет. То есть можно легко отличить кадры, где применяется компьютерная графика, от кадров, где ее нет. Если была задача придать действу сказочность, то она достигнута.
Что в итоге?
А в итоге большой успех у зрителей, которые проголосовали за российский фильм рублем. Отзывы неоднозначные, вплоть до резко противоположных. Многие апеллируют к оригиналу в разных контекстах. Но большинство все же находит фильм достойным ответом западному кинематографу.