На носу 2017-й: Россия так и не вышла из затяжного экономического кризиса, начавшегося в 2014-м. Пока политики и экономисты только спорят о том, когда же экономика страны достигнет дна. Тем временем люди просто готовятся к Новому году. Проходили мы эти кризисы … Предыдущий в 2008 году. Правда, Владивосток вкусил отнюдь не все его плоды, в отличие от жителей центральной части России: приморцев не косили массовые сокращения, ликвидация бизнеса, падение всех рынков. А шоком эпохи стало другое: 10 декабря 2008 года Владимир Путин, на тот момент премьер-министр РФ, подписал указ о повышении таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок.
Буквально за неделю по городу пронеслась взрывная волна «народного гнева». Кто бы ни стоял за всеми процессами, разворачивались они бурно: 14 декабря были массовый протест и перекрытие федеральной трассы и Некрасовского путепровода, а также подъезда к аэропорту Кневичи. Огромное число людей разделилось на два лагеря: тех, кто перекрывал, и тех, кто почти семь часов стоял в пробке. Вторых, конечно, было больше …
После такого сокрушительного успеха бунтари взорвали все форумы и городские сайты в попытках собрать новую демонстрацию. У них получилось – на центральной площади Владивостока 21 декабря. Только к новогодней елке (именно так потом бунтующие объясняли милиционерам свое присутствие) присоединились столичные гости – бойцы ОМОН «Зубр». Хоровод длился недолго: митингующих повязали и увезли в автозаках.
Обстановка после
Пошлины на подержанные авто все же выросли, а за ними и цены на «Зеленке». Народ объявил панихиду по экономике Приморья. Но сегодня, под занавес 2016-го, кажется, что уже все пришло в норму. Так ли это? Насколько бунт-2008 и повышение пошлин изменили структуру экономики региона? Жизнь приморцев? Об этом спустя восемь лет мы спросили экспертов.
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента ВГУЭС Александр Латкин:
«Благодаря ввозу японских авто автобизнес в регионе процветал. Развивались те города, через которые шел поток «японок»: Владивосток, Находка, Славянка. Развивался бизнес по ввозу и продаже машин, смежные отрасли, например автомастерские. Я помню, насколько масштабно все было в те годы: однажды пошел в Японию на теплоходе «Михаил Шолохов». На нем было много людей, которые целенаправленно ехали в Японию для покупки машин. Когда мы возвращались назад, весь «Шолохов» был забит «японками».
Конечно, когда решение о повышении пошлин было принято, люди восприняли его болезненно. Резкое снижение количества ввезенных в регион машин повлияло на экономическую устойчивость Приморья. Это нанесло большой урон экономике, несмотря на то, что Приморский край жил не только продажей подержанных «японок».
Юрий Авдеев, кандидат экономических наук, член экспертного совета по стратегическому развитию Владивостока:
«Повышение пошлин повлияло на экономику Приморья. Это совершенно очевидно. Связано это прежде всего с тем, что в 2008 году в отношении Дальнего Востока попросту не было даже приблизительного представления, в каком направлении должен развиваться этот регион. Осознание этого стало появляться гораздо позже, но все равно мы, мягко говоря, так и не определились, чего же хотим. Хотим ли мы конкурировать на внешних рынках или же хотим насытить регион машинами, собранными здесь. Давайте начнем с того, что посмотрим, сколько людей было занято, пока существовал этот, так скажем, самодеятельно организованный бизнес? По разным оценкам, в общей сложности было занято 6-11 тысяч человек. Что в результате произошло? Мы все это заменили хорошо организованным бизнесом в виде тех же самых конструкторов, но только собранных на заводе SOLLERS, на котором в лучшие времена было задействовано от силы человек 500. А как только конъюнктура, так сказать, «схлопнулась», там произошли сокращения, и на сегодняшний день экономика Приморья и ДВ региона от всех этих инициатив не получила какого-либо серьезного развития.
Я считаю, что в данном случае экономика края не выиграла ровным счетом ничего. Если бы, когда все это движение началось, правительство поддерживало этот самоорганизованный бизнес, вместо того чтобы повышать пошлины, здесь бы уже давно было современное производство, и экономика Приморья, как и край в целом, получила бы намного больше пользы», - рассказал Юрий Авдеев.
Другого мнения придерживается экономист Николай Матвиенко:
«Было бы ошибкой противопоставлять бизнес торговли подержанных машин государственной инвестиционной политике на Дальнем Востоке России. Вещи эти, пусть и связанные опосредовано, все же разные. «Зеленый угол» за прошедшие восемь лет никуда не делся. Этот вид торговли существует объективно.
Другое дело, что этот бизнес никогда не вырастает до абсолютных масштабов, как и блошиные рынки не вырастают в гипермаркеты. Здесь свой специфичный контингент, своя уникальная ниша, свой потребитель. Уж если что ему и угрожает, так это скорее новые торговые технологии, глобализация, цифровая экономика. Сегодня продажи онлайн-аукционов потеснили торговлю «на асфальте». А в перспективе именно они и будут доминировать.
В 2008 году на повестке был другой вопрос. Митинги во Владивостоке имели выраженную политическую направленность. Автомобильная тематика в них, как и проблема пошлин, не более чем бренд. Официальные медиа, освещая те события, всячески пытались принизить, выхолостить политический контент протестов, представляя дело как «бунт хапуг и спекулянтов». Но в заказных репортажах страха и защитного рефлекса власти было больше, чем осмысленной стратегии. А теперь уже и вовсе видно – не было там никакой стратегии вообще.
Тогда во Владивостоке люди вышли на площадь ради «интеграции», как потом на Украине. Автомобильная тема оказалась здесь «на острие атаки», но на самом деле в неуклюжих таможенных экспериментах федералов местное население почувствовало реальную угрозу своему будущему - тому будущему, которое немыслимо без свободной экономической интеграции со странами-соседями. Вполне понятна и реакция властей: если бы не стремительный вояж спецназа, как знать, может быть, слово «евромайдан» сейчас бы состояло из других букв.