После кризиса 2008 года мировой финансовый сектор взял курс на серьезную трансформацию. Одной из причин этого стало повышенное внимание регуляторов к финансовым компаниям, их капиталу и операциям, другой – развитие финтех-компаний и усиление конкуренции с их стороны. Второй важной отметкой стал 2020 год, а вернее пандемия, заставившая всех уйти в онлайн. Банки, брокерские компании и другие участники рынка больше не могли игнорировать новые веяния.
Согласно опросу, проведенному Delloitte, 76% респондентов считают очень важным или крайне важным работать в компании, являющейся одним из лидеров в сфере цифровизации.
В чем причина?
Цифровизация, с одной стороны, важна самим компаниям: она позволяет повысить эффективность процессов, снизить объем используемых человеческих ресурсов и вероятность ошибок и, как следствие, начать зарабатывать больше.
Потребитель взамен получает удобство и более высокую скорость получения тех или иных продуктов и услуг.
Комплексность предлагаемых цифровых услуг позволяет финансовым группам рассматривать своего клиента как человека, имеющего различные потребности: от покупок в рассрочку и заказов в интернет-сервисах до полностью удаленной ипотеки и операций с ценными бумагами.
Кто в авангарде?
В России одним из гигантов в сфере цифровизации, без сомнения, является Сбер, создавший целую экосистему, объединяющую и электронную коммерцию, и банковские услуги, и фудтех, и ипотечный сервис «ДомКлик».
Не отстают и такие участники рынка, как Тинькофф, ВТБ, «Газпром», развивающие услуги в сфере заказов и доставки товаров, онлайн-кинотеатров и такси.
Возможности за рубежом
Однако если клиент ориентирован на международные сервисы (заказы в зарубежных интернет-магазинах, трансграничные банковские переводы, операции с иностранными ценными бумагами), ему приходится отказываться от привычных российских провайдеров по причине действующих ограничений со стороны ЕС и США.
В связи с этим важно присмотреться к аналогичным сервисам в ближнем зарубежье. И отличным решением может стать финансовая инфраструктура Казахстана.
Цифровой Казахстан
В этой стране финансовый сектор стал активно развиваться в последнее десятилетие. В 2018 году открылся Международный финансовый центр «Астана», работающий по английскому праву. Он стал точкой притяжения для многих финансовых компаний и инвесторов. На новый уровень вышел брокерский бизнес, который начал стремительно обрастать дополнительными сервисами. Теперь каждый клиент инвестиционной компании, не выходя за пределы выбранной финансовой группы, может закрыть все свои бытовые потребности. Цифровой автокредит, цифровая ипотека, онлайн-страхование, сервисы электронной коммерции от доставки продуктов до покупки билетов стали весомыми бонусами, которые прилагаются к возможности торговать ценными бумагами на зарубежных площадках. При этом программы лояльности, такие как кешбэк, позволяют потребителю не только расходовать деньги, но и зарабатывать на развитии выбранной компании.
Представитель одной из крупнейших финансовых групп Казахстана, председатель совета директоров ПК «Freedom Finance Global PLC» Сергей Лукьянов так характеризует возможности страны: «У Казахстана сейчас отличная позиция в отношении финансовых сервисов. Казахстан хочет и готов развивать финансовые digital-услуги, позволяя подключаться к государственным базам данным. Наша компания уже сейчас предлагает уникальные услуги, но я уверен, что многие наши партнеры так или иначе нацелены на аналогичные практики. В то же время для нас важно быть первыми, и конкуренция работает на нас, заставляя находить новые возможности для развития».