На платформе Change.org не так давно появилась петиция с просьбой сохранить театр «Белая лошадь». Что случилось с крохотным театром, кто может повлиять на его деятельность и можно ли что-то изменить, рассказывает PRIMPRESS со ссылкой на TVR.
А лошадь точно белая?
Да. Мы не путаем с «Серой лошадью». Во Владивостоке действительно есть еще и «Белая лошадь», о которой не знают даже те, кто живет в столице Приморья десятки лет. Это крохотный театр, расположенный на цокольном этаже на Нерчинской, 40. Кто-то переоборудует квартиры с первого этажа в магазины, а кто-то — в театры. Сам театр имеет большую историю — его глава Сергей Рыбалка говорит, что театр появился в 1977 году, когда был основан песенный клуб «Поиск», являющийся крупнейшим на Дальнем Востоке. Сама же «Белая лошадь» начала функционировать в начале 90-х. Если считать хипстерством то, что не является мейнстримом, то спрятанную от посторонних глаз «Белую лошадь» можно назвать ультрахипстерским заведением. Правда, в отличие от квазиинтеллектуального контента артхаусных лент для хипстеров в «Лошади» показывают искусство, пусть и не массовое.
Что там происходит?
«Белая лошадь» — маленький театр. Здесь всего 50 сидячих мест, а обстановка напоминает квартиру, которую умело превратили в камерный театр. В «Белой лошади» иногда проходят фестивали, которые принято называть малоформатными: «Электросвалка», «Пикник на обочине», «Белая волна» и другие. «Лошадь» также является точкой, куда прибывают путешествующие барды и молодые музыкальные коллективы, поэты и творческие персонажи. Правда, назвать популярными артистами тех, кто прибывает сюда, вряд ли можно. Говорят ли вам что-то эти имена — Ольга Чикина, Лев Степанов, Виктор Луферов, Сергей Труханов? Скорее всего, нет. Это артисты вне мейнстрима и представляют собой «старую школу» театрального мастерства. А еще здесь есть студия звукозаписи и мастерские.
И что может случиться с этим пространством?
Самое главное в существовании «Лошади» — это то, что она занимает помещение на безвозмездной основе по договору с городской администрацией. Но что-то пошло не так: руководителя театра, по его словам, обвинили в «незаконной перепланировке», а жильцы дома, где расположен театр, написали в городскую администрацию несколько писем, в которых рассказали о том, как шум актеров и музыкантов мешает им жить и заниматься домашними делами. В результате в управлении муниципальной собственности решили, что передавать и дальше помещение театра на безвозмездной основе не стоит, а самому театру лучше переехать на ул. Крыгина, 17, где ему предоставят квадратные метры за 60 тысяч в месяц.
Почему они не могут переехать?
«Лошадь» слишком камерна. Настолько, что на некоторые мероприятия может прийти всего 10-15 человек, а то и меньше. Вряд ли столь немейнстримное заведение делает в месяц хотя бы 30 тысяч, не говоря уже о 60, которые нужно отдавать за аренду. К тому же существующий более 20 лет и не ставший популярным местом театр при переезде вряд ли обретет новых постояльцев, а вот старых вполне может потерять. Сам руководитель театра Сергей Рыбалка считает, что «вариант с переездом и переводом на аренду этот театр попросту прикончит».
И что теперь им делать?
В театре решили, что раз уж переезд уничтожит все, что так долго создавалось, значит, нужно принимать какие-то меры. Так, руководство театра продолжает настаивать на том, чтобы заключить заново договор безвозмездного пользования, но избавившись от причин жалоб жильцов и серьезно улучшив звукоизоляцию помещения. Свой проект «изменений без изменений» театр уже представил в администрацию, но ответа пока не получил. В декабре театру официально исполнится 20 лет, и от того, отреагируют ли власти на идею сохранения театра, зависит то, будет ли заведение отмечать юбилей или небольшому количеству постояльцев придется явиться на собственные похороны.