Один из самых динамично развивающихся рынков Владивостока – это автокафе. Летом PRIMPRESS писал, что за первые полгода 2016 г. в столицу Приморья «прикатило» около 50 новых пит-стопов, и, судя по растущим очередям из желающих отобедать прямо в машине, подобные заведения имеют большой спрос у приморцев. В первый день зимы мы решили узнать, как меняется сезонный спрос на владивостокские пит-стопы и какие тенденции намечаются в будущем.
На данный момент, согласно данным приложения «Пит-стопы VL», во Владивостоке зарегистрировано 175 придорожных точек быстрого питания. С лета этот показатель вырос на пару десяток единиц. Связано это, скорее всего, с увеличением темпа городской жизни. И, несмотря ни на кризис, ни на наступление зимы, количество покупателей, по словам владельцев автокафе, критично не меняется.
Юлия Керимова, директор автокафе R&B, уверена, что в таком бизнесе, как пит-стопы, кризис не особо заметен, потому что оборот не глобален.
«Можно спокойно развиваться. Особенно если грамотно работать над культурой продажи и маркетингом. Люди всегда едят, пьют напитки, устраивают встречи, а автокафе тем временем не теряют своей актуальности.
Зимой количество покупателей, как и выручка, растет примерно на 20%. Ведь летом многие уезжают, улетают в отпуск, так что спрос незначительно, но падает. К тому же зимой люди греются теплыми напитками. Поэтому есть тенденция к дальнейшему росту продаж в зимний период», - считает она.
Дмитрий Лутченко, генеральный директор сети автокафе Coffee Machine и GRIZZLY GRILL, заметил иные изменения.
«Я бы не сказал, что зимой продажи увеличиваются. Днем выручки остаются такие же, как были летом, а ночью количество покупателей существенно снижается. В первую очередь это происходит потому, что люди летом катаются по городу больше, чем зимой. И такую тенденцию мы наблюдаем на протяжении пяти лет, ничего не меняется. Кроме того, большую роль играет погода – снегопады и холода вызывают желание посидеть дома в теплом пледе, а не ехать кататься по городу.
В GRIZZLY GRILL ситуация немного отличается. Зимой покупателей стейков становится больше. Хотя сложно сказать наверняка, так как проект относительно новый, и мы еще не успели сделать свои выводы», - рассказал он.
Видимые изменения на рынке и то, как перерастают единичные точки в сети, говорят об актуальности предложения. Тем не менее подвохи есть и в этой деятельности, а все больше нарастающая конкуренция подталкивает на интересные решения и способы привлечения клиентов.
По словам Игоря Гуцалюка, директора сети автокафе Dram, большинство городских пит-стопов во Владивостоке сейчас работают не на качество, а на количество.
«Мы этого избегаем и придерживаемся больше все-таки уникальности меню и качества приготовления и, естественно, продуктов. Маленькие автокафе делают свое имя качеством продукта, а не количеством точек. Поэтому изменения на рынке будут тогда, когда будут появляться сети с небольшим, зато интересным меню», - отметил он.
Большие игроки на рынке, такие как «Макдоналдс», «Бургер-Кинг», KFC, никак не повлияют на рынок пит-стопов, считает Игоря Гуцалюк. Возможно, составят конкуренцию сети с имеющимися придорожными кафе, такие как «Макдоналдс». Все остальное – это совсем другой формат, который не составит конкуренцию автокафе.
«Развития нет только у тех, кто не развивается», - подчеркнул он.
Спрос на придорожные кафе растет не только во Владивостоке, но и по всему Приморью. В краевом центре же продолжать установку точек из-за перенасыщенности не имеет смысла. Дмитрий Лутченко рассказал о планах на развитие в будущем.
«Первую точку проекта GRIZZLY GRILL мы открыли полтора года назад, на сегодняшний день по городу пять таких объектов. В следующем году мы планируем открытие в Хабаровске, Находке, возможно, в Артеме и других городах края. Все предпосылки для развития есть, но во Владивостоке уже не так просто открываться, как поначалу.
Так как подходящие для нас места мы уже взяли, сейчас можно говорить в основном о стабильности. Поэтому мы делаем акцент на развитии объектов в других городах - Фокино, Большой Камень, Арсеньев, Вольно-Надеждинское. В следующем году, возможно, откроем пару проектов с капитальными постройками и внутренними, обычными кафе. В таких условиях мы сможем расширяться, увеличивать места для приготовления и штат сотрудников, как это делают уже имеющиеся сети фастфуда. Наш товар определенно можно сравнить с фастфудом, но только по времени приготовления. Никаких дополнительных добавок в нашей еде нет, что мы можем доказать.
Кроме того, в ближайшем будущем мы планируем ввести некоторые изменения для сокращения времени обслуживания гостей», - рассказал он.
На сегодняшний день развитие сетей пит-стопов сдерживает непрозрачный рынок земли в России, в помещениях было бы работать гораздо проще.
«Те участки, что есть в продаже на сегодняшний день, либо имеют сумасшедшую цену, либо просто не подходят для нашей работы. И эта тенденция идет по всей России, участков просто нет. Работа в помещении подразумевает работу более спокойную и более дешевую. В других городах люди это тоже понимают. К тому же автокафе приживается далеко не в каждом городе. В Иркутске, например, прошло около года, прежде чем люди стали втягиваться. Но привыкли, теперь там уже стоит пять объектов, и мы планируем открыть еще три», - добавил Дмитрий Лутченко.
По словам экспертов, формат пит-стопов непременно ждут изменения, и Дмитрий Лутченко отчасти с этим согласен.
«Конечно, в нынешнем формате лет через 5-10 рынок отомрет. И к этому нужно быть готовыми. Анализ рынка и прогнозы на дальнейшее развитие подталкивают нас на изменение формата работы. Кроме того, на этом рынке играют большую роль крупные сети, которые уже зашли на наш рынок, такие как «Бургер-Кинг». Они станут оттягивать покупателей, и, для того чтобы конкурировать с ними, придется корректировать предложение.
Мы строим дальнейшие планы с учетом конкуренции, так проще будет развиваться. Конкуренция в нашем городе есть, и это очень подстегивает работать лучше. Перенасыщенность автокафе на том же проспекте Красоты никак не влияет на количество продаж, но здорово дает стимул расти», - заключил Дмитрий Лутченко.