Вопросы патриотического воспитания с каждым днем актуализируются все сильнее. Необходимо ответственно относиться к вопросу патриотического воспитания, поскольку он очень многогранен и должен преподноситься детям с учетом возрастных особенностей восприятия. О том, каким должен быть настоящий патриот, как правильно донести детям информацию и что делается для правильного воспитания молодежи в Приморском крае, рассказал председатель совета Владивостокского городского отделения ВООВ «Боевое братство» гвардии подполковник запаса Александр Ситников.
– Чем занимается организация «Боевое братство»?
– Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» в этом году 25 лет. Все это время мы занимаемся патриотическим воспитанием и сохранением исторической памяти. Помимо уроков мужества, которые мы проводим для ребят, мы выиграли федеральный грант «Дальневосточный герой». В рамках этого проекта установлена полоса препятствий в детском лагере «Юность», и только за 12 июня, в День России, эту полосу прошло порядка 300 детей. А вообще проект запущен в марте, и эстафета прошла практически по городам и селам Приморского края, причем была не только полоса препятствий, но еще и квесты на знание истории Великой Отечественной войны, основных видов вооружения, разборка и сборка автомата, надевание противогаза и медико-санитарная подготовка. Практически все школы Владивостока были охвачены. В настоящее время «Дальневосточный герой» расширяется, цель – охватить весь Приморский край, чтобы ребята снова пришли в патриотические клубы и занялись этим важным делом. Потому что «Дальневосточный герой» — это лишь малая часть тех военно-спортивных игр вроде «Зарницы» и «Орленка», которые проводились раньше.
– А кто входит в «Боевое братство»? Только ветераны?
– Члены организации – ребята, которые принимали участие в боевых действиях от Афганистана до Югославии. Раньше мы охватывали только ветеранов боевых действий, а сейчас принимаем всех, кто признает и выполняет устав и программу организации. У нас есть и девочки, и мальчики, которым по 18-19 лет, и они даже не служили в вооруженных силах, но разделяют программу и устав «Боевого братства».
– Расскажите об инициативе создания аллеи Памяти. Чему она будет посвящена?
– Это предложение непосредственно Ленинского района. На встрече с и. о. генерального директора УК Ленинского района Виктором Тарабариным я предложил на месте, где освободились трамвайные пути по ул. Светланской, высадить рябиновую аллею Памяти ребятам, которые сейчас выполняют специальную военную операцию на Украине. Нашу инициативу поддержали, вопрос сейчас на стадии рассмотрения. Вообще ведь рябина – это исконно русское дерево, даже в песнях поется «то березка, то рябинка, куст ракиты над рекой». И если березовые рощи есть, то рябиновой аллеи нет. А грозди рябины, особенно по осени, напоминают сгусток крови и олицетворяют память о тех ребятах, которые выполняют свой воинский долг. Есть аллеи в честь героев Великой Отечественной войны, а таких еще нет.
– Как вы участвуете в праздничных мероприятиях?
– На такие мероприятия нас особо и звать не приходится, мы всегда готовы. Вот недавно на Спортивной набережной проходил флешмоб «Свеча памяти», мы принимали участие. Что уж говорить про 22 июня, конечно, наши ветераны при медалях, орденах, в парадной, кто-то в полевой форме пришли к Стене Памяти, к Вечному огню. А сейчас и наши ребята, которые выполняют воинский долг на Украине, приезжают на побывку и уже принимают участие в мероприятиях. Вместе с нами отмечали День России, и 1 июля, в День ветеранов боевых действий, будем торжественно возлагать цветы.
– Почему для вас важно заниматься патриотическим воспитанием? В чем ваша личная мотивация?
– Практически 30 лет в России отсутствовала идеология, и сейчас мы наблюдаем, что из этого получилось. Историю своего народа не знаем, российский флаг и гимн стали игнорировать, гордости не стало. В США гимн дети в 2-3 года поют. Хорошо, что сейчас обратили на это внимание, и я думаю, что какую-то лепту мы сами внесли в это. Раньше мы проводили только месячник по военно-патриотическому воспитанию ко Дню защитника Отечества, начиная с прорыва блокады Ленинграда 27 января и до 23 февраля – до Дня Советской Армии и Военно-Морского флота. Я так по старинке называю, потому что большая часть службы прошла при Советском Союзе, я призвался в 1977 году и до 2006 года служил на Тихоокеанском флоте. Поэтому я так серьезно и трепетно отношусь к патриотическому воспитанию. Очень важно то, как мы воспитаем своих детей, внуков. Ведь патриотизм – это прежде всего любовь к отечеству, любовь к семье. Патриот рождается в семье, именно на генетическом уровне зачастую это передается. Далеко за примером ходить не надо – взять даже подвиг Героя Российской Федерации Нурмагомеда Гаджимагомедова, который подорвал себя гранатой при проведении специальной военной операции на Украине. Его отец – полковник, прошел в свое время Афганистан, награжден двумя орденами Мужества. Как говорили раньше, должен и сын героем стать, если отец – герой. Возьми себе в пример героя. Я как вышел в запас, даже не представляю, чтобы хоть один день чего-то не сделал для того, чтобы сказать, что мы за великую Россию, что наше дело правое и мы победим.
– Какова задача тематических часов «Своих не бросаем»?
– В рамках уроков мужества «Своих не бросаем» мы впервые в этом году пошли по школам и рассказали, что 24 февраля президент РФ главнокомандующий Путин объявил о начале спецоперации. Рассказывать об этом просто необходимость. Что это не война, это специальная военная операция, это продолжение Великой Отечественной войны, это борьба с фашизмом. Мы до 1955 года бандеровцев гоняли по Украине и не истребили фашизм до конца. И сейчас мы выполняем те задачи, которые не выполнили наши отцы и деды. И как раз школьникам доносим, что главная задача – это борьба с фашизмом, с чумой века XX и XXI. Потому что, если бы мы 24 февраля не ввели войска, нет гарантий, что 26 февраля не началась бы Третья мировая война.
– Можно ли сказать, что детям важно рассказывать об этом, потому что вокруг очень много фейковой информации?
– Абсолютно так. Даже у нас, пока не проверишь информацию, нельзя ее размещать. У нас контрпропаганда должна быть поставлена в два раза выше, чем та фейковая информация, которая сыплется отовсюду. Вот, например, разместили информацию, что во Врангеле беженцы с Украины оставили бардак, и, если бы я, допустим, был представителем департамента внутренней политики Приморского края, я бы так и думал. А на самом-то деле такого нет и не было. У нас беженцы на территории Приморского края ведут себя достойно, никто не кричит «Слава Украине». Все фейки выгодны Западу, многие из них проплачены, и с этим нужно бороться.
– На ваш взгляд, с какого класса нужно проводить уроки мужества для школьников?
– С первого класса. Я теперь убедился. Если раньше я с неохотой шел в 1-3-е классы, потому что спросить могли все, что угодно. Например, чем отличается самолет от танка. Я, профессионал, даже терялся. А теперь понимаю, что нужно просто найти подход. Поначалу можно рассказывать про детей-героев, про того же солдатика Сережу, который в шестилетнем возрасте спас своего отчима и получил медаль «За боевые заслуги». Надо рассказывать, что наша армия – самая сильная, самая справедливая. Мы – народ, который ни перед кем не встанет на колени. Мы – народ-победитель. Так было, так есть и так будет всегда. И говорить об этом нужно детям с малых лет.
– Чем отличаются уроки мужества в младших и старших классах?
– Для старшего класса можно спокойно проводить патриотический час, выдавать свою информацию и ждать от них вопросов. А с детьми помладше нужно разговаривать в формате викторины. Поспорить, порассуждать. Задаешь вопрос: почему улица Баляева так называется? И ребенок начинает думать, а в следующий раз придет и скажет: «Оказывается, у нас во Владивостоке 33 улицы названы именами Героев Советского Союза». И вот я тоже за эту мысль схватился, разработал викторину «Их именами названы улицы Владивостока». Или, например, когда школьникам показываешь гранату, которую партизан в 1942 году собрал на коленке из банки тушенки, сразу появляется интерес. Просто разная форма подачи материала для школьников должна быть.
– Какие вопросы дети чаще всего задают?
– Серьезные. Самый трудный: «А тяжело ли убивать?» Я всегда говорю, что война – это тяжело. Но если не убьешь ты – убьют тебя. Поэтому другого выхода нет. Еще просят привести примеры героизма, на такие вопросы всегда легко отвечать. Спрашивают, как я пришел в армию. Некоторые интересуются, как поступить в военное училище, и многие действительно потом приходят служить.
– Каково значение военных сборов, которые проходят в Приморском крае, и выросло ли оно сегодня?
– Они очень важны. Просто в свое время этому делу не придавалось должного значения, считали, что это большие материальные затраты. Но я так скажу, эти затраты легко окупаются. Например, если доброволец был на военных сборах, то ему, когда встанет вопрос идти выполнять задачи в специальной военной операции, будет намного легче. Он уже знает, что, допустим, гранату нужно кидать на расстояние более 30 метров. Поэтому сборы нужны для того, чтобы почувствовать себя снова военным человеком, вспомнить плечо товарища и повысить свою профессиональную военную подготовку.
– Как бы вы описали, какой он – патриот?
– Прежде всего патриот – неравнодушный гражданин. Это человек, который сопереживает. Он помнит свое прошлое, историю своего государства, знает свое настоящее, сопереживает ему, живет этим настоящим и думает о будущем своей страны. Я думаю, что у патриота прежде всего должно быть три черты: знать прошлое, жить настоящим и сопереживать будущему.
– Как вы считаете, будущее страны в надежных руках?
– Я просто уверен в этом. Когда-то, будучи юношей, я сомневался, думал: «Как это мы можем противостоять всему миру?» И попал в ракетные войска стратегического назначения. Когда я увидел, какая техника у нас на вооружении, я понял, что, пока вокруг будут знать, что мы намного сильнее, намного мощнее и быстрее, они никогда не пойдут на нас войной. И я не боюсь, что сейчас против нас большая часть планеты, потому что мы все равно победим. А в том, что настоящее в надежных руках, мы уже убедились. Каждый день совершаются подвиги, каждый день патриоты заявляют о себе, и освобождаются не только населенные пункты, но и человеческий мозг. Он наконец-то начинает воспринимать, что ты – человек, и ты достоин лучшего. Человек – это звучит гордо, так было и так будет. Не надо хватать с неба звезды, а просто жить так, чтобы не стыдно было. Ни тебе, ни твоим детям, ни тем более внукам.
– Достойное ли поколение нынешняя молодежь?
– До начала спецоперации я сомневался. Но потом увидел, что они так же, как и мы 30-40 лет назад, встают, идут, выполняют свой долг до конца. Солдаты нам нужны не для войны, а для того, чтобы ее не было. Я уверен в подрастающем поколении. Когда надо – они вспомнят, кто они на самом деле и пойдут защищать свой дом, свою Родину. В России патриотическое воспитание на слабую троечку. Но наконец-то сейчас мы начинаем заниматься этим вопросом. В школах вводится исполнение гимна и подъем государственного флага. Наконец-то мы приходим к тому, что дети с малых лет начнут уважать свое государство и гордиться им.