Заместитель директора департамента внутренней политики Приморского края Ольга Ивченко рассказала корреспонденту PRIMPRESS о роли патриотического воспитания молодежи, проектах по гражданско-патриотическому воспитанию среди социально ориентированных некоммерческих организаций и какие качества должны прививаться молодежи в рамках патриотического воспитания.
- Ольга Сергеевна, как вы считаете, с чего начинается патриотическое воспитание молодежи?
- Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, ее культуре, традициям и идеалам. Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в вузе возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.
- Скажите, по каким направлениям проводится конкурс по гражданско-патриотическому воспитанию среди социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО)?
- В Приморье действует краевой закон 183-КЗ «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», во исполнение которого реализуется соответствующая подпрограмма, рассчитанная на 2020-2027 годы и позволяющая нам оказывать поддержку СО НКО, в том числе через предоставление по итогам конкурсного отбора субсидий из краевого бюджета на реализацию общественно значимых проектов.
Организатором конкурсного отбора СО НКО и распорядителем средств субсидий является департамент внутренней политики Приморского края. Конкурс проводится по девяти приоритетным направлениям, в том числе по направлениям: гражданско- патриотическое воспитание, краеведение, развитие духовно ‑ нравственных основ, традиционного образа жизни и культуры российского казачества, включая военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи.
По всем конкурсным направлениям в краевом бюджете с 2022 года предусмотрено 65, 6 млн руб. Победителю конкурса предоставляется субсидия на софинансирование ее общественно значимого проекта, но не более 2,5 млн руб. Начиная с 2021 года краевой конкурсный отбор проходит в электронном виде на портале грантггубернатора25.рф. На этом портале размещена вся информация о конкурсе, регламетирующие его проведение документы, методические рекомендации по заполнению заявок. Сами заявки на конкурс также заполняются на портале в личных кабинетах участников.
- Какие проекты среди СО НКО по патриотическому воспитанию в Приморском крае вы можете выделить?
– Среди уже реализованных проектов можно отметить победителей краевых конкурсов прошлых лет:
- «Историко-культурный лагерь «Земляки» Фонда «Татьянин день – Приморья». В рамках проекта проводились две смены на базе отдыха «Юнга», по темам: «Земляки – Наследники Великой Победы» и «Земляки – Приказ перейти границу».
- «Они шагнули в вечность» – хороший проект общественной организации социальной поддержки и защиты ветеранов боевых действий на территории РФ, на территории других государств и семей погибших ветеранов «Контингент».
- «Героические страницы Приморья» – проект региональной общественной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск РФ.
- «Эхо войны. Место поиска – Сталинград: поиск, восстановление и увековечение имен и памяти приморских солдат, погибших в Великой Отечественной войне» Приморской краевой общественной организации поддержки социальных инициатив «Вместе».
Среди проектов – победителей конкурсного отбора 2021 года, которые реализуются сейчас, можно отметить такие проекты:
- «Дальневосточный герой» Приморского краевого отделения всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»
- «Российский патриотизм сквозь века»
- Программа «Сильные духом», посвященная бойцам спецподразделений, участвующих в локальных войнах и вооруженных конфликтах в современное время, Приморской региональной детско-юношеской общественной военно-патриотической организации «Спецназ».
- Ольга Сергеевна, как, по вашему мнению, должно строиться патриотическое воспитание сегодня?
– Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.
Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитывать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
- Какое место занимает патриотизм в системе воспитания подрастающего поколения?
- Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует детального осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в образовательных организациях.
Изменения, которые происходят в обществе, обостряют все социальные проблемы. Потребности нашей страны в обеспечении обороноспособности страны объективно требуют неустанной заботы об укреплении вооруженных сил, поддержанию их высокой готовности к выполнению задач по защите Отечества и его национальных интересов.
Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимают образовательные организации. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма.
Гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть еще одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооруженных конфликтов. При этом основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
- А когда у наших детей формируется этот самый патриотизм? И кто должен профессионально заниматься этим?
- Осуществлять патриотическое воспитание учащихся в новых социально-экономических условиях России – непростая задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию ситуации успеха и творческому развитию каждого учащегося. Именно поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных клубов и объединений, имеют широкие возможности патриотического воспитания детей и подростков.
- У нас в Приморье получается это делать?
- Можно говорить, что сегодня патриотизм достаточно привит в сознании учащихся. Но необходимо работать и в направлении развития гражданственности. Заниматься организацией мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и проводить индивидуально-воспитательную работу с отдельно взятой личностью. А также не стоит забывать, что патриотическое воспитание надо начинать с самого раннего возраста, ведь именно дети, подростки и молодежь – будущее России.
- Какие основные качества должны прививаться молодежи в рамках патриотического воспитания?
- Наше будущее должно строиться на духовных скрепах, и такой скрепой является патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям, нашей культуре. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике. И, соответственно, должны прививаться соответствующие качества:
- гражданственность и патриотизм;
- трудовое воспитание (студенческие трудовые отряды);
- умение поддерживать друг друга (развиваем добровольчество и волонтерство).
- подготовка к защите Родины. Это проведение соревнований как в рамках реализации комплекса ГТО, вовлечение школьников в движения «Юнармия» и «РДШ»;
- уважение государственных символов;
- память о погибших и уважение к старшему поколению.
- В Приморье проводится много акций, флешмобов, направленных в том числе на патриотическое воспитание молодежи и поддержку специальной военной операции на Украине. Что, по вашему мнению, важно учитывать при проведении таких мероприятий?
- Главным аспектом в патриотическом мероприятии является не та или иная форма проведения мероприятия, не охват аудитории, а прежде всего желание самого участника принять непосредственное участие в том или ином мероприятии.