С момента продажи первого электронного билета из Сан-Франциско в Лас-Вегас в июне 1995 г. отрасль туризма превратилась в активного адепта передовых технологий. Стало понятно: любое решение, помогающее в оптимизации затрат на перевозку или улучшении качества обслуживания пассажиров, будет опробовано и в случае даже минимального успеха интегрировано в логистическую цепочку.
Пандемия только ускорила цифровизацию, и уже облик современной туристической индустрии формируют решения на базе ИИ (искусственный интеллект) и геосервисы, помогающие властям увидеть перспективы, а бизнесу – подстроиться под конкретного туриста. Как это работает в рамках Тихоокеанского туристского форума, который проходил во Владивостоке 25-27 мая, рассказал директор Приморского отделения ПАО «МегаФон» Роман Матвиенко.
Путешествия и большие объемы информации — вещи, связанные совершенно естественным образом. Даже если речь идет о поездке в один город, ориентироваться в авиакомпаниях, рейсах, отелях, ресторанах и достопримечательностях — тяжелая работа. С точки зрения обслуживающих компаний изучение привычек клиентов при помощи анализа данных — тоже чрезвычайно полезная и выгодная вещь. Иногда в улучшении нуждаются какие-то мелочи, но какие именно?
Разобраться в этом уже давно помогают мобильные операторы, в частности «МегаФон». Проект компании «Цифровой туризм» еще с 2020 г. работает в Краснодарском крае. За время использования услуги были выявлены более 400 новых точек притяжения, более 400 новых мест ночевок, наиболее значимые и потенциальные для турпотока регионы РФ.
Как? Потому что телеком-компании знают, например, на чем, как, куда и когда перемещаются абоненты. Или в какое время и в каких локациях сосредотачиваются офисные сотрудники. По поведению абонентов можно даже понять, в какие магазины они ходят. Разумеется, все эти цифры рассматриваются в отрыве от привязки к конкретным людям: они массовые и обезличенные, но от этого ничуть не менее ценные.
«Благодаря аналитике общественного пространства мы можем определить ее целевую аудиторию. Если место популярно у детей, то мы делаем акцент на детских мероприятиях, а если место посещают взрослые, то формат мероприятий совсем другой», – считает Артур Шибаров, и. о. директора Дирекции общественных пространств города Владивостока.
Платформа «Цифровой туризм» от «МегаФона» – это сервис для аналитики данных о пользователях, которые перемещаются со смартфонами, являясь, туристами или местными жителями. Собранные данные позволяют проанализировать ключевые данные турпотока, какое количество людей и откуда приехало, сколько времени проводят в определенной локации. Оператор может дать возможность увидеть в какое время года туристами посещалась та или иная локация.
«Сервис позволяет получить отчет о самых посещаемых местах, количестве туристов, цели посещения, где размещаются туристы. У бизнеса и государства стоит вопрос о развитии качественных мест туристического отдыха и гостиничного бизнеса, здесь сервис будет давать подсказки, где любят проводить время туристы. Информация о сроке пребывания и месте, откуда приехали туристы, будет полезна всем сторонам и поможет региону в развитии туризма», – рассказал Роман Матвиенко.
Приморье стало цифровым экспериментом для «МегаФона» буквально за несколько недель до ТТФ. Однако за столь короткое время компания успела проанализировать регионы и страны, из которых больше всего приезжают туристы; траты туристов в разрезе регионов, месяца, а также среднедневные траты; социально-демографические параметры визитеров; длительность пребывания туристов в Приморском крае.
Все это позволяет увидеть реальный туристический поток и его направления и тестировать гипотезы, на основе которых затем будет улучшаться туристическая инфраструктура. Например, если мы видим, что в этом году в Приморье увеличилось количество гостей из Москвы и Санкт-Петербурга, то можно усилить рекламную активность в их домашних регионах, чтобы туристов стало еще больше. По информации о местоположении точек притяжения можно понять, где необходимо построить кафе, ресторан или отель. Если стало понятно, что в каких-то местах города собирается особенно много туристов, то можно поставить в них арт-объекты, рядом с которыми все будут фотографироваться — получится вирусный рекламный эффект в соцсетях. Кроме того, зная маршруты движения туристов, можно улучшить навигацию в городе.
«Сейчас мы наблюдаем рост туристического потока в Приморском крае, но мы понимаем, что существует потенциал для еще большего роста. Все макроэкономические предпосылки нам даны для того, чтобы развивать внутренний туризм, и сейчас необходимо активно этим пользоваться, а инструменты цифрового туризма позволяют сделать инвестиции в развитие точными и получить максимальную отдачу», – считает Роман Матвиенко.
На основе аналитических срезов региональные власти и предприниматели могут принимать более обоснованные решения об инвестициях в развитие туристической отрасли. Имея представление о целевой аудитории (например, из каких регионов чаще приезжают, в какое время года, какой средний уровень дохода туристов), можно сформировать более привлекательный туристический продукт и скорректировать его рекламное продвижение.
Оперативные и детальные данные о турпотоке различных территорий РФ являются отличным подспорьем для представителей бизнеса при принятии инвестиционных решений – использование объективных данных позволяет совершать более обоснованные и взвешенные вложения, эффективность которых также может быть оценена при помощи продукта «Цифровой туризм».
Виталий Станиславчук, руководитель департамента реализации проектов и аналитики ТИЦ Приморья: «Если бы кто-то пять лет сказал, что Туристско-информационный центр занимается цифровыми решениями, все бы, наверное, сказали, что это странная история и такого быть не может, но на сегодняшний день мы не можем без этого, ведь цифровые решения помогают определить часто посещаемые места и благоустроить их. Мы с каждой из компаний, находящихся здесь, успешно работаем. Наша совместная работа дает толчок для развития туризма в Приморском крае».
По словам Сергея Радюшкина, управляющего Приморским ГОСБ ПАО «Сбер», для региона предстоящий и следующий сезоны в туризме – время перемен. И, безусловно, интеграция усилий бизнеса и государства — это возможность или увеличить турпоток в 10 раз, или остаться на месте. Здесь выбор очевиден, чтобы развивать экономику нашего края и привлекать гостей региона в наши туристические объекты и маршруты.