Опыт «Агроэкспорт 168» будет ценен не только для уже действующих бизнесов, но и будет особенно полезен для стартапов, которые планируют развитие коммерческих отношений со странами Азии. Клим Комаров вывел компанию на рынок в 2018 году – когда, как и сегодня, были не самые простые времена для развития бизнеса, ориентированного на международный рынок. Тем не менее, уже в 2019 году предприятие получило национальный сертификат «Лучшее предприятие отрасли 2019» за весомый вклад в социально-экономическое развитие. Статус был присвоен Центром Аналитических Исследований и Межотраслевой Рейтинговой Компанией.
«Агроэкспорт 168» завоевал доверие за пределами Российской Федерации
Успешное и быстрое развитие компании позволило основному акционеру увеличить эффективность бизнеса и расширить горизонты. Из линейного экспортера куриных субпродуктов в КНР она быстро разрослась до экспортной организации, сферы деятельности которой охватывают сразу несколько направлений.
Среди экспортируемой продукции появился маш – неотъемлемый атрибут азиатской кухни, объемы потребления которого в России крайне малы. В то же время в КНР в 2019 году объемы потребления маша составили 113 тысяч тонн, а в 2020-м – 205 тысяч тонн. Своими силами выращивать больше «национальных бобов» китайцы не могут из-за нехватки площадей под посевы.
Помимо стремления занять новые ниши на зарубежном рынке, Клим Комаров уделяет немало внимания развитию клиентского сервиса. «Агроэкспорт 168» далеко не единственный экспортер агропродукции в Китай, поэтому, выходя на международный рынок, компания изучила ожидания потребителей и построила работу таким образом, чтобы клиенты среди множества предложений выбирали именно ее.
Одним из первых уверенных шагов «Агроэкспорт 168» на рынке экспорта продукции АПК в КНР было открытие представительства в Китае. Благодаря возможности присутствовать внутри рынка, поставщик стал более гибким: ему легче понять, что именно нужно целевой аудитории. В свою очередь, клиент чувствует профессионализм и уверенность в контрагенте, что важно при работе в рамках азиатского культурно-предпринимательской этики.
Клим Комаров: «Санкционные условия поспособствуют развитию внутренней экономики и инфраструктуры агробизнеса, а также переориентируют российских экспортеров на новые перспективные рынки»
Несмотря на изменения в конъюнктуре рынка сельхозпродукции и некоторое снижение показателей экспорта, доля РФ все же остается довольно весомой. Тем не менее, простым и выгодным способом ведения бизнеса, а также грамотным шагом для ориентированных на экспорт предприятий АПК РФ, станет переориентация на Восток.
При этом не стоит забывать и о сложностях, которые российским экспортерам и стране в целом необходимо начать решать уже сейчас. Так, на фоне санкций и вызванных пандемией ограничений, усложнилась логистика между РФ и КНР. Однако, если представители обеих стран смогут прийти к консенсусу в вопросе упрощения транспортировки товаров, бизнес сможет быть более эффективным. Здесь важна поддержка на государственном уровне, которая способна существенно ускорить налаживание долгосрочных отношений с китайскими партнерами.
Китай – наиболее перспективный покупатель российской агропродукции
При всех сложностях, которые принесла пандемия начала 2020-х годов, «Агроэкспорт 168» и другие крупные экспортеры отрасли АПК не только не закрылись, но и смогли расширить продуктовые линейки. Помимо уже упомянутых мяса птицы, куриных субпродуктов и маша, компания Клима Комарова наладила поставки льна и кориандра в КНР, чечевицы – в Пакистан, горчицы – на Ближний Восток. Китай остается крупнейшим и самым перспективным покупателем российской продукции АПК в мире.
Для многих предприятий Китая «Агроэкспорт 168» – это эксклюзивный надежный поставщик, а для производителей из РФ компания зачастую является единственным покупателем и экспортером товаров за рубеж.
Китай закупает большое количество продукции в РФ, но, делая ставку на долгосрочное партнерство, руководство «Агроэкспорт 168» считает, что существует несколько факторов успеха для экспортеров:
1. Открытие собственного представительства внутри страны-импортера.
2. Оказание консультационной поддержки не только покупателям, но и производителям, в частности адаптация продукции к требованиям страны-покупателя через дооснащение предприятия, подготовку кадров.
3. Построение собственных логистических цепочек, а также взаимодействие с другими экспортерами страны для совместного улучшения транспортно-логистических связей между РФ и КНР.
4. Оказание документального сопровождения на всех уровнях, что способствует лояльности со стороны покупателя.
Кроме того, институт поддержки экспорта РЭЦ, Минпромторг и другие ведомства и организации оказывают отечественному бизнесу помощь в продвижении продукции на новых рынках.