На прошлой неделе завершились сразу два форума, посвященные маркетингу, рекламе и бизнесу в целом, – «Рост» («ПримБиз») и «Продажи и маркетинг» («Теорема»). Здесь рекламщики, пиарщики, консультанты и продавцы учились у приглашенных экспертов вести дела в суровых конкурентных условиях и завоевывать внимание клиента. Как это делают молодые предприниматели сегодня, решил выяснить PRIMPRESS.
Пока одни участники форумов размещали свои селфи в соцсетях, другие активно и напряженно спорили о «рекламной этике». Дело в том, что один из спикеров форума «Рост» Александр Факторов разместил вполне обычную на первый взгляд рекламу своей лаборатории по разработке сайтов. В макете абстрактно сравниваются сайты конкурирующих агентств на примере двух автомобилей в, мягко говоря, разной ценовой категории. Выбор аудитории, конечно, должен быть однозначным – новенькая гоночная иномарка под логотипом агентства. Но при размещении в соцсети разработчик отметил в описании к публикации «главных героев» изображения: на старом грязном агрегате появилась подпись агентства – организатора форума «Продажи и маркетинг».
Пока пользователи соцсетей яростно спорили в комментариях о законности и этичности такого поступка, сам Александр, по его честному признанию, замерял результаты эксперимента.
«Мне стало просто интересно, можно ли заглушить шум от такой большой конференции прямой дешевой провокацией. С точки зрения закона, никакого прямого сравнения с конкурентом на макете нет. С точки зрения результата – моя реклама сработала: участники форума обсуждали не то, какой была конференция, а то, что я сделал», - рассказал он.
Этот случай во Владивостоке - далеко не первый и не последний «эксперимент» рекламщиков. На радио мы слышим недвусмысленные «охи», на пассажирских автобусах, битком забитых людьми, красуется надпись «свежее мясо», на билбордах продвигают «самых доступных менеджеров»... Хотя, конечно, количество откровенной пошлости опустилось до минимальной отметки с поправками в законе «О наружной рекламе», однако некоторым маркетологам за идеей в карман лезть не нужно.
«Всегда, когда люди создают провокационную рекламу, они очень рискуют. Ведь, создавая определенный, как сейчас модно говорить, «хайп», рекламодатель должен быть уверен в качестве своих услуг или выпускаемого товара на все 200%. Люди любят конфликты, но не любят зря отдавать деньги», - выразил свою точку зрения Александр Факторов, руководитель рекламного агентства в сфере IT «Лаборатория Факторова».
Чрезмерное количество рекламных щитов, баннеров, всплывающих объявлений на интернет-сайтах, роликов и т. д. делает работу креативных агентств сложной. На рынке царит информационный хаос, а сознание потребителя ему всячески препятствует. Поэтому некоторые ищут способ «зацепить» аудиторию, а некоторые - просто ослепить.
Во Владивостоке в качестве примера «агрессивщины» может служить легион и маленькая когорта объявлений, баннеров, листовок, аудио- и видеороликов, а также кричащих неоновых табличек, обещающих быстрые займы, легкие деньги и никаких поручителей. Только покажите паспорт, как говорится.
«Да, многочисленные объявления о быстрых займах – это, конечно, тоже своего рода агрессия и провокация. А если человек попал в беду, и вместо того чтобы найти разумное решение, он идет по улице, и взгляду некуда упасть, кроме как на обещания получить легкие деньги под непонятные и вроде небольшие на первый взгляд проценты. А потом необдуманное решение, долги и так далее. Любая реклама все равно должна нести ответственность перед людьми, для которых она делается, хотя бы в этическом плане. Если показываете голые тела в рекламе нижнего белья – это могут увидеть дети. На западе тоже применяют методы агрессивной, провокационной и резкой рекламы, но делают это со вкусом, точечно и креативно, а у нас в Приморском крае зачастую это пошлости, грубость и фарс», - добавила Виктория Глинская, рекламный дизайнер.
Если компания не хочет пестрить и быть агрессивной, она ищет другие формы взаимодействия - рассмешить, удивить, запутать. Вот неполный список местного креатива, предложенный региональным порталом Primmarketing.ru
«Если говорят о рекламе – это плохая реклама. Если говорят о товаре – это хорошая реклама» (Дэвид Огилви)
Вот и торговые сети не отстают и недвусмысленно намекают на незадачливых юристов гипермаркетов «слева» от баннера. Подобные слоганы с точки зрения профессиональной этики находятся на самой границе дозволенного, но, тем не менее, выводят людей на эмоции, а это уже половина успеха для рекламщиков.
Иногда формулировки в рекламных слоганах могут быть на грани фола, как на этом щите: неутихающие скандалы в сфере торговли для Владивостока стали нормой и у многих на слуху, вот и реклама с подтекстом не отстает.
Подводя итоги, можно сказать, что в большинстве случаев хорошая реклама основана на креативе, но далеко не всякий креатив делает рекламу хорошей. Проблема заключается не в том, чтобы обозначить себя на рынке, а в том, как это сделать, чтобы не навредить своему имиджу, без которого успешный бизнес невозможен. Порой реклама должна быть агрессивной, но не настолько, чтобы разрушать положительный имидж продавца. Ведь от этого напрямую зависит доверие покупателя к торговой марке и рекламируемому товару.