Интенсивный снегопад во Владивостоке способен всерьез и надолго парализовать весь город. Деловой еженедельник «Конкурент» выяснил, как приморские транспортные компании борются с причинами и последствиями логистического ступора - обязательного спутника непогоды в крае.
Какие проблемы приносят плохие погодные условия? Особые сложности выявляются с авторефрижераторами, которым запрещено передвижение в городской черте, что делает невозможным погрузку с холодильников. Это полностью останавливаются выгрузки судов.
«Это большие финансовые потери, компенсировать которые очень сложно. Именно поэтому у сотрудников транспортных компаний начинается не самое лучшее время с приходом зимних осадков», — считает Арвидас Волчацкас, генеральный директор компании «Что-Куда».
Обильные снегопады оказывают серьезное влияние на работу любого порта.
«Площадь ВМТП превышает 227 тыс. кв. м, на территории расположена разветвленная сеть внутренних дорог и 20 км собственных железнодорожных путей. Выпавший снег мешает движению железнодорожных составов, портовой техники и перегружателей. Кроме того, снежный циклон может замедлить подход судов и помешать погрузо-разгрузочным работам», — поделился Сергей Сенчук, главный диспетчер ПАО «ВМТП».
Участие в ДТП большегруза может привести к самым печальным последствиям. Неминуемая опасность грозит участникам дорожного движения, если вопреки запретам ГИБДД на городские трассы выезжают фуры, которые начинают тормозить или застревать на каких-то участках.
«Несмотря на то, что машины проходят целый комплекс процедур по подготовке, водители отличаются профессионализмом и проходят специальный инструктаж каждый раз перед выездом, не всегда можно противостоять стихии и выйти из этого поединка победителем», — сообщил Николай Вальков, ИП «Берг».
Снежный коллапс провоцирует ситуацию, когда начинается извечный спор: логисты обвиняют перевозчиков в непрофессионализме, сотрудники складов ополчаются на логистов, а перевозчики готовы конфликтовать с теми и другими. При этом часто работники логистических компаний жалуются на непонимание со стороны заказчиков. Якобы те частенько не хотят входить в положение. Сами заказчики не столь категоричны и объясняют это тем, что у них есть свои покупатели на товар, которые отнюдь не хотят ждать.
Денис Голиков, индивидуальный предприниматель:
«Я выступаю своеобразной пружиной между покупателями и транспортной компанией и стараюсь руководствоваться здравым смыслом. Если выпал снег и большегрузам нельзя въезжать в город из соображений безопасности, то какой смысл от ругани? Большая часть клиентов, разумеется, не воспринимает погодные условия как веский аргумент или расценивает его как отговорку. Однако с теми клиентами, кто начинает конфликт, вопрос решается достаточно просто — я предлагаю вернуть деньги в полном объеме, предупреждая, что заказ все-таки идет, но из-за погодных условий будет завтра, например. Такой подход вселяет в заказчиков уверенность, и они соглашаются подождать еще немного».
Александр Лунь, генеральный директор ООО «Техно-Холдинг»:
«Я смотрю на эту ситуацию глазами заказчика, у которого тоже есть заказчик. Да, я жду товар, который доставляет мне логистическая компания, а она срывает все сроки. Штрафуют в итоге меня. Последний такой пример был чуть меньше месяца назад. В договорах, конечно, прописывается расплывчатое определение «форс-мажор», но обычно им считается землетрясение или цунами.
Однако физические лица обычно понимают сложившуюся ситуацию, и никаких санкций или споров. Юридические лица чаще всего заявляют: «Надо было позаботиться об этом заранее». А государственные структуры просто обязаны вас оштрафовать, иначе при проверке уже их могут наказать. Однако чаще всего они стараются свести штрафы к минимуму, ведь они тоже все понимают. А вот логистическим компаниям за срывы сроков обычно ничего не бывает. Во-первых, у большинства из них в договоре есть определенные страхующие пункты, во‑вторых, чаще всего у них сроки расплывчатые — «от 10 до 20 дней». А когда ищешь компанию по соотношению «цена — качество», на такие вещи приходится закрывать глаза».
Представители логистических и транспортных компаний сходятся во мнении: если ты не можешь остановить стихию, то будь к ней подготовлен.
Сергей Сенчук:
«Для того чтобы минимизировать влияние снегопада на работу порта, в ВМТП разработан комплекс мероприятий и алгоритмов действий, которые утверждены приказом «Об организации работ по очистке территории порта в осенне-зимний период от снега». Поэтому первый снег в этом сезоне мы встретили во всеоружии — было задействовано 27 единиц портовой техники и более 200 человек персонала. Уборку начали в первые часы снегопада 4 ноября и в круглосуточном режиме продолжали последующие 48 часов. Благодаря оперативным действиям нашей «снегоуборочной службы» работа порта не останавливалась ни на минуту. Единственное ограничение, которое мы ввели на время циклона, — это запрет на перегрузку контейнеров. Из-за порывистого и шквалистого ветра данный вид работ было просто опасно проводить».
Арвидас Волчацкас:
«Как справляться с этой ситуацией? Предупрежден — значит вооружен. Я не могу повлиять на метеоусловия. Но когда я смотрю прогноз погоды и вижу, что обещают буран, я звоню клиентам и предупреждаю их о том, что в связи с погодными условиями груз может задержаться на определенное количество дней. Это помогает сократить количество потенциальных претензий и конфликтов».
А вот в тех компаниях, где снег каждый год становится откровением, работникам приходится несладко. Постоянные стрессы могут привести не только к проблемам со сном, но и в прямом смысле довести до больницы.
Светлана Горшунова, член Дальневосточной ассоциации бизнес-консультантов:
«Стресс — это реакция организма на нестандартные внешние раздражители. Снег идет каждый год, и он никак не может быть неожиданным, поэтому должны быть механизмы, которые регулируют рабочий процесс в это погодное явление. Надо искать типовое решение любой, даже очень сложной проблемы. Как говорят политики: «Хуже плохих новостей могут быть только неожиданные».
Подобных ситуаций может быть масса, и работодателю стоит уделить большое внимание описанию бизнес-процессов. Надо не просто вскользь упомянуть, а регламентировать их полностью. Сейчас стали очень популярны аналитики бизнес-процессов, потому что эти люди предохраняют коллектив от внезапных стрессов и придумывают велосипед, который надо было запустить еще в самом рассвете компании. Стресса нет там, где все запланировано.
К чему стресс может привести? Всего существуют четыре стадии, на пятой уже требуется помощь психиатра, а не психолога. Стресс может спровоцировать серьезные проблемы со здоровьем. Как он проявляется? Если вы плохо засыпаете и не можете выспаться, у вас проблемы с памятью и вы начинаете заниматься редукцией (обесцениванием) собственных достижений, вам кажется, что у вас все плохо, и практически ничего не приносит радости, то стоит обратиться к специалисту. Профилактика стресса — это грамотное распределение своего времени, максимальная регламентация рабочих процессов и отдых. Надо давать себе отдых ежедневно: прогулки, чтение. Не стоит думать, что человек должен решить все свои задачи немедленно».