2016-11-18T18:21:13+10:00 2016-11-18T18:21:13+10:00

Системе «Платон», взимающей налог за проезд большегрузов по трассам, исполнился год

Что изменилось за это время?

18 ноября 2016, 18:21
Олеся Куватова

Фото: Илья Евстигнеев
Фото: Илья Евстигнеев | Системе «Платон», взимающей налог за проезд большегрузов по трассам, исполнился год

С ноября 2015 года дороги в Приморье стали платными. Но не все и не для всех – только федеральные трассы и только для большегрузов. По инициативе Росавтодора заработала система взимания платы «Платон» с тех, кто водит фуры весом более 12 тонн. Собранный «дорожный налог» потратят на восстановление дорог, разбитых этими самыми фурами.

- И правильно! А то дороги убивают грузовики, а чинить машины, разбитые из-за ям, приходится нам, - немедленно отреагировали автолюбители Приморья на такую инициативу.

Изначально планировалось взимать с водителей 3,73 рубля за километр пути. Затем размер тарифа снизили до 3,06 рубля/км. Ведь расстояния, которые приходится преодолевать большегрузам, выльются в копеечку: например, прокатиться от Владивостока до Хабаровска будет стоить 2803 рубля.

Будем бастовать

Однако водители большегрузов перед запуском системы решили устроить забастовку во многих регионах страны. В списке протестующих были и дальнобойщики из Приморского края.

В это время представители администрации Приморья путем переговоров успокоили бунт среди водителей.

С представителями транспортных компаний встретилась Марина Шемилина – бизнес-омбудсмен. Грузоперевозчикам объяснили, что акции протеста бессмысленны, к тому же пострадают от этого их компании. Ведь стоянка на обочинах фурам запрещена, затруднять движение – нарушение ПДД. После переговоров появилась рабочая группа по решению вопроса оплаты проезда по трассам.

«На тот момент были некие волнение, точнее, непонимание, для чего внедряют «Платон». Перевозчики на тот момент не обладали достаточными знаниями о системе, которые помогли бы им просчитать стоимость их бизнеса. Тем более на стоимости услуг перевозчиков, товара и инфляции это никак не сказалось», - комментирует Сергей Кралюк, директор Дальневосточного филиала ООО «РТИТС».

Заместитель председателя Общества защиты автомобилистов Приморского края Константин Шатоба также поддерживал дальнобойщиков.

«Введение платного проезда по трассам может убить транспортные перевозки, – говорит Шатоба. – Их ввели в очень неправильное время – кризис. Отрасль грузоперевозок и без того страдает, а теперь их сдавили еще с этой стороны. Безусловно, надо договариваться и откладывать введение этих сборов.

К слову, Контантин Шатоба по-прежнему не изменил своего мнения о системе.

«В прошлом году дальнобойщики устраивали митинг, и правительство отреагировало на это. Да, в системе произошли некоторые изменения, однако она продолжает работать. Я считаю, что перевозчики не должны платить за пользование федеральными трассами», - высказался он.

«Много вопросов к этой системе. Положительный результат будет тогда, когда появятся хорошие дороги. Жаль, что Приморскому краю не выделили пока деньги на их ремонт. Насколько мне известно, еще не все перевозчики подключились к «Платону». Однако эта система полезна тем, что поможет найти нелегалов на дорогах, которые не платят налоги. Ведь по системе их можно отследить и оштрафовать», - прокомментировал Сергей Ремизов, директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Тестовый период

В этот же день, 11 ноября, председатель партии и думской фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов направил письмо президенту России Владимиру Путину. В послании политик просил отложить взимание платы за проезд большегрузов по федеральным трассам. Кроме того, депутат высказался, что нововведения необходимо перенести на два года.

«Многие машины, занятые в перевозках, оформлены на физических лиц, а это есть наш средний и малый бизнес, который необходимо защищать», - объяснил свою позицию газете «Известия» Миронов.

Губернатор Приморского края также просил рассмотреть возможность введения тестового периода, пока система не будет отлажена. А также ввести тариф не более одного рубля за километр для перевозчиков, работающих на Дальнем Востоке.

«Прошу рассмотреть возможность предусмотреть тестовый период использования системы взимания платы сроком на один год с применением тарифа 0,1 рубля. Для снижения транспортных издержек хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на Дальнем Востоке, установить льготный тариф в размере не более одного рубля за километр. И выйти с инициативой о наложении моратория на действие статьи, предусматривающей наложение штрафных санкций, на срок тестового периода», – значится в обращении Владимира Миклушевского.

Что изменилось?

На сегодняшний день система успешно работает по всей стране.

87% транспортных средств, которые зарегистрированы в системе взимания платы, обеспечены бортовыми устройствами.

«Мы на этом не останавливаемся. У людей есть право выбора: оплачивать проезд через дорожную карту либо через бортовое устройство. Как показывает статистика, в нашей стране отдают предпочтение оплате дороги через бортовое устройство - львиная доля перевозчиков. В системе зарегистрированы 764 тысячи транспортных средств. Из них 651 тысяча – это машины резидентов РФ, остальные - иностранные перевозчики, которые передвигаются по российским дорогам», - объяснил Сергей Кралюк.

Введения системы «Платон» в предпринимательском сообществе вызвало недовольство, поэтому правительство установило льготный тариф, снизивший плату с 3,06 до 1,53 рубля за километр пути. К тому же значительно уменьшены штрафы. Если раньше они достигали сотен тысяч рублей, то теперь за первичное нарушение штраф пять тысяч, во второй раз придется выплатить уже 10 тысяч рублей.

По словам главы Минтранса России Максима Соколова, в зарубежных странах практика оплаты проезда большегрузов введена давно, и стоимость километра пробега там существенно выше, - например, в Германии фуры платят в российском денежном эквиваленте порядка 30 рублей за км.

«Правительственной комиссией был одобрен законопроект о налоговом вычете для грузоперевозчиков. Владельцы транспортных средств смогут уменьшать транспортный налог, взимаемый с большегрузов, на сумму уплаченных ими платежей в систему «Платон» за проезд фур по федеральным трассам. Если же размер платы за проезд будет выше транспортного налога, то налог взиматься не будет», - добавил Сергей Кралюк.

Стоит отметить, что до этого собственники большегрузов несли бремя двойного налогообложения, однако теперь налоговое законодательство будет учитывать введение в действие системы «Платон», что позволит снизить финансовую нагрузку на собственников фур.

Создатели системы утверждают, что денежный сбор не налоговый, а фискальный. Так как взимается он не безвозмездно, а за предоставление права проезда по федеральным трассам. Кроме того, плата за проезд по федеральным трассам не дублирует транспортный налог, поскольку тот рассчитывается из мощности двигателя автомобиля, а взнос в «Платон» - из пройденного километража.

«Платон» принес в федеральный бюджет почти 20 миллиардов рублей.

К слову, деньги перечисляются ежедневно на возмещение ущерба фурами. Первые полгода порядка 11 миллиардов были распределены по субъектам РФ, в частности на дороги регионального значение и ремонт мостов. К примеру, в Уфе построили мост на средства «Платона».

«Деньги активно работают в течение года. Это подспорье для правительства, когда у тебя ежедневно есть деньги, которые можно оперативно направить на поддержание и ремонт федеральных и региональных дорог. К сожалению, Приморье пока не получало денег. Но в мае Дальний Восток получил 200 миллионов рублей, которые уже освоены на территории ЕАО», - сказал Сергей Кралюк.

«Возможность получения из Федерации денег в региональный дорожный фонд – эта перспектива, которая позволяет нам изменить качество наших дорог в лучшую сторону. А насколько этот волнует народ – очевидно. Вспомните, какое возмущение вызывает у населения последствия перевозки миллионов тонн зерна по магистралям, превративших их в «стиральную доску»! А где мы возьмем деньги, чтобы приводить это все в порядок», - сообщил глава Минтранса России Максим Соколов.

Повышение тарифа

Минтранс намерен повысить тарифы «Платона» вдвое. Льготный тариф должен когда-то завершиться. Тестовый период, скорее всего, закончится в следующем году.

«Мы предпочитаем, что как раз для того, чтобы достичь всех целей системы «Платон», которые обозначались при запуске, сбалансировать движение грузов по нашим транспортным артериям водным, железнодорожным, морским и автомобильным, как раз мы должны исходить из тех решений, которые изначально были приняты правительством РФ год назад, в июне прошлого года, с установлением тарифа тоже льготного – 3,06 рубля, потому что изначальный тариф, который планировался в соответствии с принятым Госдумой федеральным законом, – 3,73 рубля», - сообщил министр.

 

 

Новости партнеров

Образ жизни