Транспортная группа FESCO и входящий в нее Владивостокский морской торговый порт – крупнейшая частная транспортно-логистическая компания в России. За десятилетия работы они стали не только сильнейшими игроками рынка, но и связующим звеном многих стран, городов, людей и судеб.
Из царской – в современную Россию
История FESCO берет свое начало в 1880 году. Тогда на Дальнем Востоке открылось представительство русского судоходного общества. Судами «Добровольного флота» на «край земли» доставлялись переселенцы, грузы для строительства Владивостокской крепости и Транссиба, флот был задействован в судоходно-транспортном освоении Восточного сектора Арктики, не последнюю роль сыграли суда и в Русско-Японской войне. В Великую Отечественную войну Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) доставляло грузы в порт Владивостока по ленд-лизу из США.
Появление бренда FESCO датируется 1965 годом. В советское время Дальневосточное морское пароходство получило известность во всем мире. В 70-80-е гг. компания насчитывала около 70 тысяч сотрудников, из которых около 20 тысяч приходилось на плавсостав. В то время одним из главных источников валютных поступлений для Советского Союза являлся морской транспорт. Дальневосточное морское пароходство входило в список лидеров по объемам чистой валютной выручки и перевозкам грузов иностранных фрахтователей. Более того, в те годы ДВМП уже обеспечивало северный завоз.
Став акционерным обществом в 1992 году, FESCO занялась работой по расширению географии морских линий, созданию собственной агентской сети за рубежом, активно закупала суда. Коммуникативные связи компании распространились на Австралию, Новую Зеландию, Гонконг, США, Канаду. Агентства, созданные в этих странах, дали возможность контролировать иностранный рынок контейнерных перевозок и нарабатывать собственную клиентскую базу.
Тогда же в ходе акционирования транспортная система Владивостока оказалась в руках разных владельцев. В частности, торговый порт Владивосток состоял из нескольких терминалов и предприятий. В 2011-2012 году произошло их объединение под эгидой Владивостокского морского торгового порта с включением в состав FESCO.
Следующим этапом развития ВМТП стала контейнеризация. Для реализации поставленных задач компания провела необходимую модернизацию и переориентировала производственные мощности нескольких причалов, была приобретена специализированная перегрузочная техника.
Благодаря грамотному подходу к работе уже в 2011 году ВМТП стал первым по контейнерообороту на Дальнем Востоке, а в 2020-м и 2021-м – лидировал уже в разрезе всей России. В общей сложности за 125 лет работы грузооборот порта увеличился в десятки тысяч раз. По итогам 2021 года он составил 12 905 388 тонн.
Новый ключевой тренд
Сегодня контейнеризация занимает ключевое место в транспортной логистике, и преимущества ее очевидны. Контейнер, словно монета, имеет повсеместное хождение. Прием грузов на суда, поезда и автотранспорт происходит по единому стандарту, им являются 20- или 40-футовый контейнер.
Но сто лет назад контейнеры считались экономически не выгодными. Так, британская железная дорога отказалась от использования контейнеров из-за их неудобной конструкции. Массово стандартизированные контейнеры начали производить только в 1960-х годах.
Вхождение территории России в мировую транспортную систему дало новый толчок контейнеризации в нашей стране. Со временем рост спроса стал причиной постоянного удорожания рынка контейнерных перевозок. К 2022 году средняя стоимость доставки морского контейнера по основным торговым маршрутам выросла в шесть раз по сравнению с прошлыми пятью годами. Такое подорожание спровоцировали сбои в глобальных цепочках поставок мировой торговли.
«Транспортная группа FESCO вовремя заметила тренд на контейнеризацию и стала увеличивать долю контейнерных грузов. Наше преимущество – в многопрофильности активов. Дальневосточное морское пароходство обладает достаточным флотом для перевозки грузов. Всего мы оперируем 21 судном, в первой половине наступившего года планируется купить два судна и еще три взять под управление. Владивостокский морской торговый порт регулярно наращивает крановые и производственные мощности: к 2025 году мы реализуем амбициозную программу, которая позволит нам выйти на объем обработки грузов в 1 млн TEU в год. Кроме того, совет директоров компании принял решение об увеличении контейнерного парка: будут закуплены еще 11 тысяч сухих контейнеров, число фитинговых платформ также вырастет до 11 тысяч», – рассказал врио генерального директора ПАО «ВМТП», генеральный директор филиала ДВМП во Владивостоке Владимир Корчанов. Он подчеркнул, что FESCO является одной из немногих компаний, предоставляющих клиентам сервис «от двери к двери»: «Вы можете отправить груз на нашем судне, скажем, из Японии, мы обработаем его в нашем порту, после чего погрузим на наши фитинговые платформы и отправим в точку назначения. На сегодняшний день у нас действуют восемь направлений по разным городам России, также мы доставляем грузы за рубеж», – пояснил Владимир Корчанов.
Движение от бумаги в цифру
В 2021 году транспортной группой FESCO запущен онлайн-сервис My FESCO, считающийся среди экспедиторов лучшим в своей отрасли. На сегодняшний день для получения или отправки груза достаточно воспользоваться смартфоном или компьютером. Работа онлайн-сервиса My FESCO ведется в круглосуточном режиме и предоставляет весь комплекс услуг: стоимость перевозки рассчитывается с помощью встроенного калькулятора, там же есть возможность оформить заявку, отследить процесс оформления документов и получить информацию о передвижении груза.
С 2021 года FESCO и входящий в нее Владивостокский морской торговый порт полностью ушли от бумажного документооборота в область информационной системы. Тальманы, стивидоры, докеры, вынужденные ранее стоять у причала с листами А4, теперь работают на планшетах и в компьютерах. Кроме того, единая информационная система оптимизирует работу всего порта. В рамках программного обеспечения «Цифровой двойник» движение любого контейнера можно отследить в режиме реального времени. При помощи умной системы специалисты выбирают наиболее оптимальный вариант хранения груза на территории порта. Это дает возможность сократить сроки доставки, что имеет большое значение для клиентов.
В результате постоянно движения вперед, развития новых технологий, модернизации техники, наращивании мощностей и совершенствовании сервиса сегодня клиентами FESCO и ВМТП являются такие компании, как Maersk, Sinokor, «Сибур», «РУСАЛ», CMA CGM, KMTC Line, EVRAZ, ММК и другие.
Взгляд в будущее
На Восточном экономическом форуме 2021 года между транспортной группой FESCO и госкорпорацией «Росатом» подписано соглашение о создании на базе ВМТП Восточно-транспортного логистического узла. В рамках реализации данного проекта запланировано строительство двух дополнительных глубоководных причалов, что позволит увеличить мощности по обработке контейнерных грузов в несколько раз. На базе ВМТП будет построен перевалочный пункт для грузов из Японии, Кореи, Китая на пути в Западную Россию и Европу. Для перевалки грузов будет использоваться технология трансшипмента, а это означает меньшую загрузку железной дороги и автовывоза и меньше неудобств для жителей.
Для возросших объемов перевалки потребуется дополнительное место под хранение контейнеров. Чтобы увеличить производственные площади, Владивостокский морской торговый порт демонтирует старые здания и склады. Согласно стратегии развития порта, к 2025 году увеличение произойдет на 20%.
Развитие FESCO и ВМТП оказывает ощутимое влияние на все Приморье. Появляются новые рабочие места, а также дополнительные доходы, которые связаны с обслуживанием возросшего потока грузов. Только в порту сегодня работают более 2 тыс. человек. С учетом других сотрудников – экспедиторов, работающих с портом, таможенников, железнодорожников, моряков и членов их семей – речь идет о десятках тысяч человек.