Директор Дальневосточного филиала Росбанка Елена Куценко рассказала корреспонденту PRIMPRESS об итогах работы Росбанка на Дальнем Востоке за первое полугодие 2021 года, о восстановлении бизнеса после пандемии и новых разработках банка.
– По вашим оценкам, восстановился ли бизнес после пандемии и замечаете ли вы новые тренды в деятельности крупных корпоративных клиентов?
– Беспрецедентная ситуация, вызванная COVID-19, повлекла за собой изменение многих процессов как в обычной жизни людей, так и в экономике в целом. Компаниям приходится перестраивать бизнес-процессы и планировать дальнейшее развитие в условиях неопределенности.
В этой связи задача Росбанка, универсального банка в составе международной финансовой группы Societe Generale, которая существует на мировом рынке более 150 лет, – быть надежным партнером для наших клиентов, предлагать актуальные решения, опираясь на глубокую аналитику и экспертизу.
Компании в период пандемии отмечали снижение выручки, увеличение потребности в оборотном кредитовании и рост долговой нагрузки. Мы старались продолжать сотрудничество с клиентами и поддержать их в непростой период. В прошлом году Росбанк оперативно принял антикризисные меры для своих клиентов. Еще до утверждения программ поддержки правительства в рамках ФЗ-106 Росбанк согласовывал экспресс-реструктуризацию кредитов для заемщиков по отраслям, включенным в список ЦБ. Для компаний из других сфер был предусмотрен упрощенный пакет документов и подход к финансовому анализу. Каждую заявку мы рассматривали индивидуально, подбирая оптимальный вариант для компании, обратившейся за помощью.
В 2021 году мы видим, что клиенты на Дальнем Востоке в большей степени заинтересованы в развитии на внутреннем рынке РФ в соответствии с национальными программами. По-прежнему востребованы кредитно-документарные операции, включая программы льготного финансирования, а также транзакционные сервисы Росбанка.
Самый главные и яркий тренд – это потребность в высокотехнологичном взаимодействии с банками. Цифровые привычки корпоративных клиентов претерпели существенные изменения. Компании стали более активно пользоваться онлайн-сервисами, такими как Интернет и мобильный банк, банк-клиент, сервис Host2Host, платформа для конверсионных операций.
Росбанк со своей стороны также продолжает развивать дистанционные услуги, совершенствуя свои предложения, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов и опережать их.
– Как часто вы применяете ESG-подход в работе с клиентами? Почему это так важно сейчас?
– Сейчас очевидно, что темы экологии и устойчивого развития касаются каждого. Эти вопросы обсуждаются на самом высоком уровне. Например, концепция, предложенная ООН, включает 17 целей, которые направлены на гармоничное развитие человечества, решение социальных, экономических и политических проблем, – все это ради благополучия будущих поколений. Глобально тема ESG (E –environmental, окружающая среда, S – social, социальные аспекты и G-governance, корпоративное управление) становится во многом определяющей для развития экономики. Важно переосмыслить и вовремя трансформировать модели ведения бизнеса и потребительского поведения, что, конечно, требует серьезных инвестиций. Поэтому компания, которая способна выделять ресурсы на такие изменения, подтверждает в какой-то степени свое стабильное положение на рынке.
В Росбанке при работе с корпоративными клиентами мы учитываем ESG-риски. Сначала мы оценивали влияние деятельности компании на окружающую среду и общество, чтобы выполнять обязательства, которые берет на себя группа Societe Generale, частью которой является Росбанк. Сейчас у нас есть еще одна цель – с помощью такой оценки выявить компании, для которых Росбанк может организовать сделки зеленого или ответственного финансирования, чтобы поддержать ESG-KPI уже самих клиентов. Отмечу, что, как правило, мы готовы предоставлять клиентам наиболее благоприятные условия по таким сделкам. Каждая сделка ответственного финансирования – это путь, который мы проходим вместе с клиентом, сопровождая его во всех аспектах.
Уверена, учитывая, как часто сейчас звучит тема устойчивого развития и какое внимание оказывает правительство и Центральный банк вопросам ответственного финансирования и устойчивого развития, все больше банков будут внедрять системы оценки ESG-рисков. Через свои продукты ответственного финансирования кредитные организации могут помочь в продвижении международных ESG-стандартов в российском корпоративном секторе.
– Как вы оцениваете итоги работы Росбанка на Дальнем Востоке по итогам 1-го полугодия 2021 года? Сопоставимы ли результаты с 2019 годом и был ли спад в 2020 году?
– В первом полугодии 2021 года группа Росбанк продемонстрировала рост по всем основным направлениям бизнеса. Чистая прибыль группы Росбанк за первое полугодие 2021 года составила 10 млрд рублей, увеличившись на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Корпоративный бизнес продолжил укреплять свои позиции: портфель текущих счетов и депозитов юридических лиц в целом по банку увеличился на 12% с конца 2020 года, превысив отметку 650 млрд рублей, что подтверждает статус Росбанка как надежного и удобного банка для транзакционного бизнеса.
Росбанк сохраняет одно из ведущих мест среди российских банков и в области документарных услуг для корпоративного бизнеса. Несмотря на пандемию, портфель торгового финансирования Росбанка вырос в 2020 году на 27%, что более чем в 3 раза превышало показатели в целом по рынку. В 2021 году дальневосточные клиенты проявляют все больший интерес к продуктам торгового финансирования, что привело к росту чистого банковского дохода по документарным сделкам региона в первом полугодии текущего года на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
– Насколько дистанционные сервисы востребованы корпоративными клиентами? Предложил ли банк новые разработки?
– Пандемия подстегнула интерес корпоративных клиентов к дистанционным сервисам. В последние несколько лет Росбанк активно инвестирует в их развитие. Это одно из приоритетных направлений для Росбанка, вокруг которого мы строим продуктовое предложение и взаимодействие с клиентом.
Например, кроссплатформенное мобильное приложение «Росбанк Бизнес» – это первый в России мобильный банк для бизнеса, разработанный на технологии Flutter. Технология представляет уникальное решение от Google для разработки приложений на единой кодовой базе для Android и iOS и создания привычного для пользователей интерфейса в различных операционных системах. Кроссплатформенная технология разработки позволяет быстро и синхронно обновлять приложение на всех платформах, исключая разрыв клиентского опыта, что особенно актуально для крупных компаний с большим количеством пользователей. Среди пользователей приложения много компаний, составляющих группы. Мобильное приложение «Росбанк Бизнес» позволяет работать со всеми организациями под одной учетной записью. «Росбанк Бизнес» признано лучшим в номинации «Лучшее приложение для финансовой компании» российской премии за интерактивные проекты и достижения в digital-сфере Tagline Awards 2020-2021.
Сервис Host2Host позволяет клиентам осуществлять прямой, защищенный и непрерывный обмен электронными документами с банком. Также для удобства клиентов мы модернизировали клиентскую платформу для совершения конверсионных операций и одними из первых на рынке предоставили своим клиентам возможность оплаты покупок с помощью QR-кода. Данная функция является универсальной и позволяет проводить оплаты по QR-коду через СБП.
В декабре 2020 года Росбанк подключился к инициативе SWIFT GPI, что позволяет клиентам существенно экономить на трансграничных переводах.
В нашем банке возможно подписание документов на открытие счета без визита в отделение. В случае необходимости сотрудники Росбанка могут выехать к клиенту и заверить необходимые документы на месте.
С удовольствием подчеркну, что недавно Росбанк стал лауреатом FINAWARD’21 журнала «Банковское обозрение» в трех номинациях: «Внедрения в сфере информационной безопасности, или антифрод-сервис», «Финансовый продукт», а также был отмечен как раз «За вклад в развитие инновационных технологий и реализацию проекта трансформации корпоративного кредитного бизнеса» в рамках внеконкурсной программы.
– Какие продукты и услуги были наиболее востребованы у среднего и крупного бизнеса в 2020 году и какие популярны сейчас?
– Росбанк предлагает клиентам полный комплекс услуг, в том числе все направления корпоративного кредитования: овердрафты, которые помогают компаниям закрыть кассовые разрывы, краткосрочное кредитование на пополнение оборотных активов и общекорпоративные цели, долгосрочное инвестиционное кредитование, сложноструктурированные продукты торгового финансирования.
Также Росбанк участвует в программах кредитования по льготной процентной ставке (таких, например, как кредитование предприятий сельскохозяйственной отрасли в рамках программы получения субсидий от Министерства сельского хозяйства РФ, кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках программы получения субсидий от Министерства экономического развития РФ и др.). Эти программы по-прежнему пользуются спросом.
Наиболее распространенным и активным направлением среди наших заемщиков было и остается финансирование текущей деятельности предприятия (так называемое оборотное кредитование). В последнее время мы видим растущий интерес к инвестиционному кредитованию и рефинансированию инвестиционных кредитов, что говорит о готовности компаний развиваться и расширять свой бизнес.
– Изменилась ли структура кредитно-документарного портфеля?
– В пандемию увеличился спрос на инструменты, обеспечивающие снижение коммерческих рисков, максимальную комфортность для участников торговых операций. В частности, наши клиенты стали активнее пользоваться такими продуктами торгового финансирования, как платежные гарантии и гарантии исполнения обязательств. Таким образом компании нивелируют основные риски: риск неплатежа для продавца и риск неполучения товара или услуги для покупателя/заказчика. Платежные гарантии, помимо всего прочего, являются реальной альтернативой прямому кредитованию, но по более привлекательной стоимости.
– Каким образом банк обеспечивает защиту данных корпоративных клиентов?
– Росбанк активно занимается повышением качества сервисов, предоставляемых клиентам посредством дистанционного банковского обслуживания, и уровня их безопасности. В банке реализована эшелонированная, комплексная система предотвращения утечек данных, включающая в себя не только технические средства предотвращения утечек информации во всех возможных каналах утечек, но и процессы круглосуточного мониторинга, обязательной классификации и маркирования информационных активов, контроля и анализа защищенности, обучения и повышения осведомленности сотрудников, в том числе об ответственности за попытки нарушения конфиденциальности информационных активов банка.
На постоянной основе нами разрабатываются памятки по безопасному использованию сервисов, актуальные версии которых размещаются в офисах, на сайте банка по ссылке: https://www.rosbank.ru/o-banke/finansovaya-bezopasnost-rekomendacii-i-pravila/ и в личных кабинетах дистанционного банковского обслуживания. Работая с клиентами, мы напоминаем о правилах безопасности при использовании электронных средств платежей.
– В чем особенность ведения бизнеса на Дальнем Востоке?
– Важная особенность Росбанка – это поддержка группы Societe Generale, а также универсальный подход в работе с клиентами.
Мы предоставляем полный спектр услуг как юридическим, так и физическим лицам, поэтому компаниям удобно работать с нами – они получают комплексные предложения со специальными условиями для бизнеса и сотрудников. Возможно, именно поэтому так много организаций региона, в том числе бюджетных, сотрудничают с Росбанком. Офисы банка представлены в крупных населенных пунктах практически на всей территории Дальневосточного федерального округа: в Приморском, Хабаровском и в Камчатском крае, в Республике Бурятия, в Республике Саха, Сахалинской области и Еврейской автономной области, за исключением, пожалуй, Чукотского автономного округа. Так как в банке развиты дистанционные сервисы, то у клиентов одновременно есть возможность управлять финансами дистанционно (совершать платежи и переводы, оформлять и погашать кредиты, открывать вклады и тд.), что очень удобно.
Росбанк – крупнейший универсальный банк с международным участием, который присутствует на Дальнем Востоке. Мы активно поддерживаем экспортные проекты, привлекаем банки группы Societe Generale в Китае, Японии, Южной Корее и других странах, чтобы создать клиентам комфортные условия обслуживания, предоставляем продукты торгового финансирования, международные аккредитивы, международный факторинг.
Наши корпоративные клиенты получают качественное обслуживание в любом часовом поясе. Например, с раннего утра по дальневосточному времени могут проводить любые операции.
Иностранные партнеры ценят Росбанк за международную экспертизу и за то, что мы готовы предоставлять необходимый сервис на удобном для корпоративного клиента языке. Это очень облегчает взаимодействие.
– Насколько востребована компаниями услуга ВЭД?
– В связи с продолжительным локдауном и рядом ограничений экспортно-импортные отношения переживают непростой период. Поэтому сейчас поддержка внешнеэкономической деятельности клиентов – это важный аспект нашей работы, учитывая специфику региона.
Росбанк имеет возможность, используя документарные инструменты, осуществлять финансирование поставок оборудования на привлекательных условиях, применяя внутренние тарифы группы Societe Generale.
Иностранные компании-покупатели или заказчики охотно принимают гарантии Росбанка при экспорте товаров за границу, так как хорошо знакомы с деятельностью группы Societe Generale, одной из ведущих финансовых групп в мире.
Кроме того, клиенты активно пользуются предлагаемыми Росбанком инструментами хеджирования, что позволяет снизить эффективную ставку до 1,0% от рынка.
Мы помогаем клиентам грамотно осуществлять валютные переводы. Специалисты валютного контроля высокого уровня внимательно ведут каждый контракт, бесплатно консультируют по валютному законодательству и прямым корреспондентским отношениям с иностранными банками.
Используя прямые доступы к биржевым торговым площадкам других стран через валютных трейдеров группы Societe Generale, мы предлагаем своим клиентам биржевые курсы в течение всего дня. В период высокой волатильности это позволяет клиентам получить дополнительную выгоду, ускоряет движение их денежного потока и экономит время.
– Есть ли у региональных клиентов какие-либо преимущества в работе именно с Росбанком и в чем они заключаются?
– Помимо вышеперечисленных моментов я бы подчеркнула еще, что в эпоху перемен клиенты особо ценят надежных и стабильных партнеров. Таковым является Росбанк. Он включен Банком России в перечень 12 системно значимых кредитных организаций. Является единственным банком, который на протяжении пяти лет подряд удерживает позицию в топ-3 надежных российских банков по версии журнала Forbes. Кроме того, надежность банка подтверждается наивысшими кредитными рейтингами национальных агентств АКРА на уровне AAA (RU) и Эксперт РА на уровне ruААА. Росбанк также имеет кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств Fitch Ratings (BBB) и Moody’s Investors Service (Baa3). Для иностранных инвесторов, которые заходят на российский рынок, мы также являемся удобным партнером. Принадлежность к международной финансовой группе, давно зарекомендовавшей себя на рынке, является гарантией качества банковского сервиса и возвратности размещенных денежных средств.