Портовские династии – все во Владивостоке о них слышали, но не все понимают, что за этим скрывается. Почему люди в ВМТП работают десятилетиями, а потом приводят работать своих детей, попытался разобраться корреспондент PRIMPRESS.
«Я начинал работать простым докером в далеком 1988 году, когда наш труд еще не так ценился. Каждую смену носили на себе мешки, лет пять точно. В мешках было все что угодно – цемент, удобрения, комбикорм, крупы всякие, бочки 200-литровые. Вся работа была ручной», – вспоминает Анатолий Общанский, бригадир докеров-механизаторов комплексной бригады № 72 Универсального терминала.
Сейчас Анатолий Николаевич занимает должность бригадира. Обязанности изменились, теперь он каждый день с 6:30 координирует работу десятков портовиков: «Неважно, какая смена, ночная или дневная, я всегда в это время на причале. Занимаюсь расстановкой людей. Обычно в бригаде по 15-20 человек, но в условиях повышенной загруженности, как сейчас, у нас 47 человек.
За 40 лет механизация труда, конечно, повысилась. К примеру, раньше краны были 5-тонными, а сейчас уже закупаем 100-тонники. Вот, например, в прошлом году в порту появился Liebherr, а он на 124 тонны! Так что объем ручного труда упал в разы. Но высокий темп работы сохраняется. Каждый день порт обрабатывает тысячи TEU грузов, и эта ответственность ложится на бригады, которые сегодня на смене. Мне эта ответственность нравится, это мое. На работе нужно работать. У меня и жена в порту трудится», – говорит Анатолий.
Работы в порту действительно хватает в любое время. В прошлом году ВМТП вышел на первое место в стране по контейнерообороту. И это плюс для сотрудников – есть уверенность в завтрашнем дне. Возможно, поэтому в ВМТП многие работают династиями и не думают увольняться даже после 40 лет нелегкого труда.
Вот и Александр Барачевский, докер-механизатор 2-го класса контейнерного терминала ВМТП, недавно получивший награду «За выслугу лет», проработал в порту практически 45 лет. По его стопам пошел и сын:
«Однажды в ресторане мы познакомились с докерами. Они сказали приходить в порт, что здесь с руками и ногами оторвут, тем более после армии. Это был 1976 год. Нам сразу дали общежитие и подъемные 200 рублей, на тот момент хорошие деньги. Тогда у некоторых и 100 рублей не было зарплаты. И я сразу стал зарабатывать 400-600 рублей в месяц. Где еще так будешь получать?
Хороший заработок, живая и интересная работа – мне нравится в порту. Не нравилось бы, ушел бы. Если скажут по новой прожить, то я бы все повторил. Сын, кстати, тоже здесь работает. Раньше можно было приходить с ребенком и прокатить его на погрузчике. Тогда сыну и понравилось здесь, наверное. А сейчас он уже бригадир».
Еще одна семейная династия, которая в порту на слуху, – Соценко. Сергей, докер с почти 20-летним стажем, начинал в 2003 году в Портпассервисе, затем в 2009-м перешел в УНЭКО и позже оказался на Универсальном терминале ВМТП. Сегодня мужчина трудится в бригаде № 123 и уже тоже привел на работу своего сына.
«Мне все нравится. Во-первых, это тяжелый труд, а я люблю трудиться еще с детства. Во-вторых, социальные гарантии. Нам предоставляется бесплатное посещение спортивных секций, бани, бассейна, тренажерного зала, а еще медицинская страховка, путевки в детские лагеря и санатории.
Но самое главное: порт – это возможность реализовать себя. Я как в порт пришел, сразу записался в профсоюз», – вспоминает Сергей.
Последние четыре года он курирует помощь детским домам и интернатам:
«Я сам такую жизнь прожил и считаю, что нужно обязательно помогать детям, которые нуждаются в нашей помощи. Супруга про меня говорит: «Ты последнюю рубашку отдашь, лишь бы помогать». Наверное, я просто такой по жизни. Вот недавно с бригадой контейнерного терминала ездили в интернат глухонемых и слабослышащих на Садгороде, помогали отремонтировать лестницу. Нахожу свободное время, стараюсь. Хорошо, что наши инициативы активно поддерживает руководство порта», – говорит Сергей.
На сегодняшний день во Владивостокском морском торговом порту (включая дочерние предприятия) работает больше 2500 человек. ВМТП – крупнейший универсальный порт на Дальнем Востоке и один из крупнейших работодателей и налогоплательщиков Приморского края.