Пандемия заперла людей по домам, лишив привычных отпусков, и многие решили потратить освободившиеся средства, время и силы на ремонт семейного гнезда. Сегодня тема строительства не просто актуальна – важна как никогда, ведь сталкивается с ней множество людей. Впрочем, и после коронакризиса недостатка в работе у строителей ждать не приходится. Председатель Совета саморегулируемой организации «Альянс строителей Приморья» Сергей Федоренко поделился своим видением ситуации в отрасли.
- Сергей Владимирович, с каким результатом Альянс строителей Приморья встретил 2021 год?
– В этом году мы стали крупнейшим строительным объединением Приморья, в наших рядах 487 компаний. Это стало возможным благодаря правильным решениям Совета и слаженной работе Дирекции. Поэтому будем и дальше работать в интересах нашей отрасли.
- Какие задачи ставите на этот год?
– Часть планов, обозначенных нами на 2020 г., не была реализована – вряд ли нужно пояснять почему. Этот год остается сложным, поэтому больших планов не планируем. Но попробуем организовать работу участников Альянса в специализированных группах под кураторством членов Совета.
Группа «госзаказ» – кураторы Эдуард Портнов, Юрий Воробьев, Владимир Федоров, «работа на объектах культурного наследия» – Александр Субботин, «среднеэтажное жилищное строительство» – Руслан Галицкий, Борис Савранский, «организация производств в режиме СПВ» – Юрий Стефашин.
В конце года проведем оценку, что сработало, что нет. Также продолжаем работу по содействию трудоустройства выпускников профтехучилищ в организации Альянса, куратор этого направления – Надежда Куликова. Эту работу мы ведем уже третий год, причем довольно успешно.
- Многие знают, что вы долго занимались проектом «АЛЬЯНС HELP», расскажите о нем?
– Когда создавался наш Альянс, я лично беседовал с директором каждой организации, мы знакомились, я понимал, что это за компания и т. д. Но позже число компаний стало так велико, что сегодня даже мы в Альянсе иногда не понимаем, что представляют собой все некоторые компании.
Поэтому пару лет назад стало понятно, что без некоей цифровой платформы мы не сможем выстроить эффективную коммуникацию. Так появилась идея информационной системы. Она создавалась два года, наполнялись первые разделы. Инвестором выступил я, а для наполнения использовали имеющуюся в Альянсе информацию. Сегодня эта платформа наконец-то запущена, размещается по адресу www.as.help, работает пока три блока.
Первый – «Электронный справочник строителя». Он создан для повышения квалификации строителей и качества работ. В справочнике сейчас 23 раздела по строительному производству, организации, экономике, праву, безопасности, психологии. Все статьи, инструкции, расчеты написаны предельно простым языком. Какие-то разделы написал я, часть – директор Альянса Наталья Линевич, научный редактор справочника – Никита Цимбельман, заведующий кафедрой гидротехники Инженерной школы ДВФУ, и еще девять человек. Если у кого-то есть дельные статьи и материалы – присылайте, они будут изучены и тоже могут быть размещены.
Второй блок называется «Поиск подрядчика». Все мы зовемся строителями, но у каждого своя специализация. И нет возможности с ходу понять, кто умеет делать монолит, кто – отделку, а кто – железные дороги. Так что это первый ресурс, который позволяет быстро отобрать фирмы, специализирующиеся, например, в огнезащите, и пригласить их на конкурс.
Сейчас можно сделать выборку из почти 200 организаций по 31 специализации. В карточках некоторых компаний можно посмотреть видеоинтервью с директором, составить свое мнение о нем как о человеке и профессионале. Кроме этого, есть записи с авторитетными людьми отрасли, такими как Владимир Нескоблинов, Галина Шамыгина, Александр Субботин, Юрий Воробьев и другими. Позже появится система оценок компаний, над ней пока ведется работа.
Третий блок называется «Биржа труда», но его функционал значительно шире, чем может показаться по названию. Он позволяет человеку один раз создать и далее вести электронную трудовую книжку, быстро сделать для себя резюме и разместить его в системе или отправить по электронной почте в презентабельном виде. Чуть позже для работодателей откроется возможность размещать свои вакансии. Сейчас в системе находится около 1500 резюме, так что уже можно выбирать сотрудников, приглашать их на работу.
И четвертый, самый сложный раздел будет называться «Практика». Ожидаю, что он будет запущен через три месяца. Он позволит пользователям составить смету на основании более тысячи готовых расценок с текущими, постоянно обновляемыми ценами, учесть систему налогообложения, довольно точно посчитать себестоимость проекта. После сметы система сама составит договор, счет на оплату – и все это можно будет тут же отправить заказчику.
Так что приглашаю всех, кто работает в строительстве, пользоваться новыми возможностями этой системы, они все бесплатные.
- Какая, на ваш взгляд, важнейшая задача стоит перед строителями на ближайшие два-три года?
– Я считаю, что в обозначенном горизонте это переход строителей на белую экономику. Государство запустило огромные мощности по надзору, и поэтому время для всяких схем закончилось.
Готовы ли строители платить все налоги? Конечно, для каждого это мечта. Но вот заказчики пока не готовы платить строителям цену с учетом всех налогов. Это касается и государственных заказчиков, закладывающих в цену зарплату в 35 тыс. рублей при рыночной не ниже 50-60, и коммерческих, которым выгодно найти такого подрядчика, который возьмет на себя все налоговые риски. Хотя сегодня уже нет способов вывести деньги со счетов компании, чтобы остаться незамеченным.
Однако строительных фирм много, конкуренция высокая, директора вынуждены жить одним днем и от безвыходности соглашаются понижать цену. Как решить это противоречие – ответа нет. В идеале надо всем строителям закрыться, через месяц открыться и объявить новые цены, включающие все налоги. Тогда заказчики поймут, что наступила новая реальность и примут ее. Но так не бывает. Поэтому, видимо, пока налоговые службы не обанкротят демпингующие фирмы, ничего не изменится.