В 2020 году все порты Дальнего Востока испытывали большую загруженность: из-за возросшей стоимости фрахта грузы предпочли перевалку в наших портах и доставку по Транссибирской магистрали доставке морем. Владивостоский морской торговый порт вышел победителем из этой ситуации: почти половина всего контейнерооборота, прошедшего через порты Дальнего Востока в 2020 году, досталась ему. В январе и феврале 2021 года ВМТП сохраняет первое место по контейнерообороту в стране, доказывая, что лидерская позиция порта – это закономерность, а не случайность. Что позволило ВМТП занять и удержать первую строчку рейтинга?
Благоприятное расположение
Выйти на первое место по контейнерообороту удалось благодаря удобному логистическому маршруту, объединяющему два этапа. Сначала груз доставляют по морю в порты Дальнего Востока, а после он отправляется по железной дороге. Такой способ доставки занимает всего две-три недели, а по цене, как правило, выходит не дороже Deep Sea (переправка товаров через Суэцкий канал и Гибралтарский пролив). При этом ждать товар по Deep Sea приходится пять-шесть недель.
Напомним, стоимость доставки грузов морским путем ранее была самой дешевой, однако она значительно возросла после увеличения ставок фрахта (платы за доставку на судне, размер которой зависит от расстояния и других параметров). Связано это с дефицитом контейнеров. По мнению экспертов, ситуация вряд ли изменится ранее 2022 года.
В итоге самым оптимальным вариантом оказывается маршрут, включающий в себя морской и железнодорожный пути. Причем из всех контейнеров, прошедших через порты Дальнего Востока, почти половина, а именно 44%, была обработана именно ВМТП. Слаженной работе сотрудников предприятия не помешал даже ледяной дождь, из-за воздействия которого приходилось сбивать корку с каждого контейнера, прежде чем его перегрузить.
Последовательная модернизация
ВМТП – крупнейший универсальный порт Дальнего Востока и регулярно наращивает показатели: за пять лет с 2015 по 2020 год обработка контейнеров выросла более чем вдвое (с 2 947 до 6 283 тонн), генеральных грузов – практически втрое (с 1 584 до 4 614 тонн).
Чтобы это стало возможным, порт радикально обновил парк техники: за 2015–2020 годы парк техники обновился на 80 единиц. Так, в 2020 году в парк крановой механизации введены четыре портальных крана «Витязь» грузоподъемностью 63 тонны и гигант Liebherr на 124 тонны. В 2021 году порт планирует сосредоточиться на обновлении внутрипортовой механизации: уже закуплены два ричстакера, в планах еще два, а также 10 вилочных погрузчиков, тягачи и другие виды техники.
Увеличивать производительность труда сотрудников порта позволяет цифровизация всего предприятия. Прошли времена, когда докеры и тальманы работали по бумажкам. Постоянно закупается новая техника (компьютеры, планшеты), модернизируется система учета и разрабатываются программные продукты. Например, учет расположения и перемещения контейнеров, система автоматизированного управления процессом.
Интересные перспективы
ВМТП занимается не только перевалкой грузов с моря на железную дорогу и наоборот. Есть еще услуга перевалки с судна на судно: допустим, с сухогруза из Китая или Кореи на каботажные линии, перевозящие товар по России. Последние могут вскоре стать значительно популярнее: на наших глазах развивается новый логистический маршрут. Речь идет о Северном морском пути, соединяющем страны АТР с Европой.
Сейчас строится инфраструктура по пути следования судов по Северному Ледовитому океану. И базовым портом на Дальнем Востоке станет именно ВМТП. Такое решение принял Росатом, отвечающий за этот проект.
«Росатом – наш большой стратегический партнер. Мы сегодня перевозим порядка 30% грузов Росатома, соответственно, ВМТП – это один из ключевых элементов инфраструктуры, которая сопряжена с Севморпутем», – сообщил президент транспортной группы FESCO Аркадий Коростелев.
«Это перспективное направление, которое может создать альтернативу Deep Sea с многомиллионным оборотом TEU. От этого явно выиграет экономика Приморья и всей страны. Контейнер – это не просто коробка с товаром, это бизнес, для которого стираются границы», – отметили в пресс-службе ВМТП.
Напомним, ВМТП стал первым в России работать с сервисом Golden Horn Международной судоходной компании MSC, который позволяет обеспечивать еженедельную доставку грузов во Владивосток из портов Южной Кореи. Следует заметить, что большое число морских линий, заходящих в ВМТП, создает максимально комфортные условия для клиентов порта.